Рассчитывая, что за него его дела устроят другие («я никому плохого не делаю — этого достаточно, чтобы мне шли навстречу»), человек ленится подумать, как можно улучшить ту или иную ситуацию. И когда окружающие решают свои, а не его вопросы, он, с позиции «что не по мне, то возмутительно», раздражается, а потом и вовсе приходит в ярость, свирепеет. Думая, что его загнали в угол, потому что был слишком вежлив и мягок («а в злости не до деликатностей»), начинает действовать резко, бесцеремонно — наглеть.
Его ставят на место крайне неприятными для него методами.
Примеры:
А) ─ Заранее что-то предпринимать неохота: усилия могут быть потрачены впустую, если что-то изменится, отменится
Лень планировать выходные с ребенком, лень забронировать билеты в театр на удобные места. Билеты купили те, которые остались. Ребенку ничего не видно, он капризничает. Зрители просят не шуметь:
─ Возмущает, что люди заняты только своим комфортом и не хотят считаться с чужими проблемами.
Замечания зрителей вызывали раздражение – казалось, они только усугубляют ситуацию.
─ Как могу, так и решаю свой вопрос: получите то, на что нарывались
Посадила ребенка на подлокотник ногами на сидение, удерживает его повыше, а зрителям, которым загораживает, отвечает, что ребенок теперь не хнычет, а остальное ─ их проблемы, им никто не мешает поступить так же.
Администраторы вывели их из зала. Отец не мог найти достойного объяснения сыну, почему так произошло.
Б) ─ Пусть детей воспитывает жизнь: они сами в свое время все поймут и осознают (а что не осознают, того и не стоит).
Думая так, мать ленилась прививать ребенку правила поведения, ленилась разбираться, почему он растет таким своенравным.
В автобусе пассажиры просили ее унять ребенка, который сидя болтал ногами в грязных ботинках.
─ Люди очень неприятны, когда начинают поучать.
Особенно ее разозлило, когда ребенка назвали невоспитанным.
─ Лучше отбрить по-хамски, назло, чем голову опустить, как будто они правы.
Она дерзко заявила, что воспитывает ребенка по системе для гениев, а не для стада с ограничениями.
В ответ на это молодой человек прилепил ей на лоб жвачку со словами: «Меня тоже воспитывали без ограничений».
В) ─ Неохота лишний раз делать одно и то же: по мелочам столько времени утекает!
Женщина ленилась проверять и собирать все необходимое заранее. Часто забывала дома пропуск, но ее пропускали. Однако новый охранник, действуя строго по инструкции, не пропустил.
─ Формальности возмущают! Только назло людям придуманы.
От неожиданности женщина впала в ярость:
─ Зла не хватит со всеми церемониться!
Решила пойти нахрапом ─ напролом. Но ее задержали, вызвали охрану.
По ее ситуации устроили «показательные разборки» на комбинате. Было очень неприятно.
Г) Мужчина, имея мнение, что «меняться надо начинать только тогда, когда, что называется, петух жареный клюнет, а иначе нет смысла это делать», ленился оценивать свое поведение. На его взгляд, установленные людьми правила, порядок ─ это всего лишь пустая формальность. А раз так, то «когда этими правилами-условностями лишают человека свободы, то быть добрым и порядочным невозможно».
Сразу начинал раздувать щеки от злобы, если кто-то делал ему замечание. Так получилось, когда он попытался прорваться в кабинет к терапевту без очереди. Он решил, что «в каких-то случаях наглость-это паттерн поведения», и особенно если человеку это «архи-важно и архи-нужно» Поэтому стал вести себя с пациентами, сидящими в очереди, нагло и дерзко. Пришлось его вывести не только из очереди, но и из поликлиники тоже.