«Мир стал таков, что думать в нем не надо…», — человеку лень делать остановки, чтобы задуматься, что не всё на его пути правильно и полезно, лень исправлять свои ошибки. Проще в неудачах винить «некачественность» мира: «Законы морали вызывают только раздражение — ведь от них «толку ноль». Человек ожесточается, и рассуждения о нравственности вызывают стремление сделать наоборот — назло. Поэтому он не только сам совершает низменные поступки, но и других склоняет к этому.
Примеры:
А) — Не я должен работать для людей, а люди должны вести себя так, чтобы у меня забот было меньше.
Дворник выполнял свои обязанности нехотя
— Возмущает все, что осложняет мне жизнь, заставляет делать лишние движения.
Злился на детей, который устроили во дворе «шалаш»: они тащили туда всякую всячину для игр, что-то разбивали, мусорили.
— Чтобы родители запретили детям сборища, надо, чтобы, чтобы дети там занимались чем-нибудь не тем.
Подкинул детям идею играть в шалаше в азартные игры в расчете на то, что родители узнают, вмешаются и уберут шалаш.
Родители узнали и написали на дворника жалобу.
Б) — Я выбирала мужа, а не его родственников, поэтому не обязана тратить на них время.
Женщине неохота было выстраивать отношения с падчерицей, она считала, что у нее есть дела поважнее и поинтереснее.
— Человек, которого мне навязывают, становится мне неприятен.
Злилась, когда муж просил ее общаться с его дочерью от первого брака.
— Если муж увидит, что общение нам не на пользу, перестанет настаивать.
Исподтишка заводила с падчерицей разговоры о пользе ранних контактов с противоположным полом, о сигаретах и о бесполезности образования. Чтобы муж разочаровался в дочери и реже приглашал ее в дом.
Но муж, видя, что с дочкой происходит неладное, напротив, стал проводить с ней больше времени, отодвинул на второй план и работу, и жену.