Человек живёт по принципу «свои ошибки (бревно в глазу) мне не видны, поэтому искать их неохота», ленится признавать причины конфликтов и прочих неприятностей в себе. Считает, что все зло от людей, которые его окружают, негодует на тех, кого видит виновниками своих проблем. Отстаивая своё злословие: «могу сформулировать, объяснить, чем и как люди меня злят — значит, моя злоба права». Так присваивает право осуждать других.
Сам становится объектом осуждения вдвойне.
Примеры:
А) Из-за катастрофы в одном из регионов по всей стране было рекомендовано отменить развлекательные мероприятия.
— Когда кругом бушуют эмоции, слишком трудно смотреть на ситуацию объективно, лучше и не пытаться.
Актрисе легче было поддаться общей волне аффекта, чем попробовать понять руководство, которое не отменило спектакли, не считая их развлекательными.
— Это мерзко – быть частью команды, в которую плюют из-за ее руководства.
Актрису возмущали гневные отзывы: мол, кого-то никакая катастрофа не заставит отказаться от наживы (сборов).
— Надо публично заявить, что я осуждаю свой коллектив, чтобы меня в этом деле к нему не причисляли.
Так и написала в своих аккаунтах для многочисленных подписчиков, что осуждает театр, в котором служит, и его руководителей.
Ее уволили, несмотря на популярность и многочисленные регалии.
Б) — Неохота делать так, как другим удобно — делаю, как легче.
Хозяйке лень решить вопрос с сушкой белья, кроме как развешивать его на балконе.
— Ненавижу тех, кто вмешивается в мои дела и пытается учить меня жить.
Злится на соседку снизу, которой ее белье мешает и которая к тому же просит ее не портить общий внешний вид фасада.
— Кому мешает чистота, тот достоин порицания!
Выяснив, как же сушит белье соседка, злословит по этому поводу: так поступают только грязнули, потому что идеальной чистоты можно добиться лишь на солнце, ветре или морозе. Осуждает соседку, мол, плохая хозяйка, нечистоплотная.
От таких рассуждений сама находится под особым прицелом «сударушек». Какие-то недочеты дома или в одежде у других не заметили бы — но только не у нее.
В) — Родители сами должны понимать, что понадобится их детям, не могу же я за всех все помнить.
Классный руководитель поленилась составить список необходимого в туристическую поездку.
— С ума можно сойти от непредусмотрительности и безответственности взрослых людей!
Негодовала, когда оказывалось, что дети то одно, то другое забыли взять — а отвечает за всех она, ей и выкручиваться как-то.
— Если заострить внимание детей на том, что родители о них не умеют заботиться — будут больше меня слушать.
Всю дорогу в поезде осуждала родителей за то, что плохо детей собрали.
А когда вышли на перрон, пошел дождь. Оказалось, что всем дождевики с собой положили, а она забыла. То-то был конфуз.