«Голову надо занимать только приятным», — человеку неохота понимать то, что непонятно, разбираться в том, что сложно. Поэтому его раздражает общение, которое напрягает. Когда требуется что-то пересмотреть или исправить, злится, злословит, что к нему придираются не по его вине, а потому что не правы. «Чтобы осадить оппонента, надо показать, как мало он понимает — запутать», — с этой целью начинает изъясняться витиевато-замысловато, нарочито усложняя обсуждаемые вопросы.
Запутывается сам.
Примеры:
А) Аспирантке руководитель диссертации поручил сделать дополнительные исследования в практической части.
— Когда потрачено много времени, надоедает, становится неинтересно.
Ей было неохота, поэтому не увидела в этом смысла.
— Руководителю по статусу положено придираться и добавлять трудностей — вместо помощи нервы трепать.
Руководитель настаивал, аспирантка злилась.
— Хотите поосновательней – я накручу так, что не доберетесь до основ.
Решила так запутать преподавателя, что он сам усомнится в своей компетенции, «сядет в галошу», и усложнила изложенный материал витиеватыми оборотами и цитатами.
Руководитель счёт такую работу за оскорбление и не допустил её к защите кандидатской диссертации.
Б) — Согласовывать с заказчиками — замучаешься объяснять: они же ничего не понимают.
Мастер по ремонту ванной поленился обсудить необходимые в работе детали. А когда начались претензии, неохота было переделывать.
— Человек при малейшей власти начинает наглеть и выставляться, доставать придирками.
Злится на хозяев, что им вечно не угодить.
─ Чем аргумент замысловатее, тем мощнее.
Пытается от их претензий «отстреливаться» заумной профессиональной терминологией
Но хозяев это только разозлило, они вообще отказались платить за работу, указали на дверь
В) — Если оборудование работает как часы, то необязательно тратить время на профилактический осмотр.
Начальник цеха поленился сделать плановую профилактическую проверку оборудования, в результате вовремя не устранили неполадку, и произошел сбой технологического процесса.
— Бесит, когда некомпетентные люди требуют объяснений, которых все равно не поймут.
Разозлился, когда комиссия потребовала от него объяснительную с указанием всех технических подробностей случившегося.
— Надо так усложнить, чтобы остальные осознали свою некомпетентность и знали свое место.
Назло членам комиссии решил максимально нагрузить текст объяснительной специальными терминами и описаниями, чтобы проверяющие запутались и отстали от него.
Члены комиссии были вынуждены обратиться за объяснением к другим работникам. Начальник цеха был наказан еще и за то, что пытался помешать расследованию
Г) В учительской дети оформляли стенгазету. Заговорили о Маяковском.
— Неохота тратить время на разговоры
Преподавателю русского-литературы лень было оторваться от проверки тетрадей. Зато другие педагоги живо откликнулись и обнаружили незаурядные знания и понимание поэта.
— Когда учитель физики при мне что-то толкует о поэзии — это он специально меня задевает.
Разозлилась, что не переадресовали вопрос к ней, проигнорировали ее.
— Если высказаться, то так замысловато, чтобы сконфузить окружающих и отбить у них желание парировать.
Заговорила на языке университетского литературоведения, чтобы остальным нечего было ввернуть.
После неловкой паузы одна из учениц сказала физичке: «Жалко, что не вы преподаете у нас литературу».
Д) — Что делать не люблю, то неохота, отложу на потом.
Женщине лень регулярно наводить порядок, решила, что для этого можно выделать специальные дни, а в остальное время не портить себе настроение.
— Накопившийся беспорядок вызывает отвращение.
Чем дальше тем больше от одной только мысли, сколько надо всего переделать, закипало негодование.
— Сложную задачу теперь уже просто не решишь.
Вместо того чтобы начать хоть с чего-то — пыль, стирка, полочки, любой из захламленных углов — составляла генеральный план действий.
На это ушло еще n-ное количество времени. Спать легла на полчаса позже, да еще и недовольная, что не все успела.