—Если кто-то поступает плохо, то думать должен он, а не я.
Человеку лень разбираться, почему с ним опять происходит то, с чем он не справляется — ведь это требует усилий.
— Меня доводят (бесят) — так как же не беситься?!
Не видя своей причастности к ситуации, человек злится на тех, кто, как ему кажется, испытывает его нервы.
— Моё самообладание идет на пользу не мне, а тем, кто меня доводит — хватит сдерживать себя!
И человек изливает злость, теряя способность контролировать свои эмоции.
С таким человеком никто не хочет иметь дело, его боятся.
Примеры:
А) Бабушка, приглашая в очередной раз к себе внука, очень рассчитывает, что он сам должен понимать, в каком она возрасте и вести себя соответственно. Продумывать интересные занятия с ним ─ спокойные, такие, чтобы соответствовали и его интересам, и ее возможностям ─ считает необязательным. Беседовать с ним о правилах поведения тоже, по ее мнению, должна не она, а его родители. Ей это все неохота. А потом получается, что она «бессильна оставаться сдержанной и умиротворенной, когда дети слишком непослушны, шумны, непоседливы, да еще и подшутить норовят» И бабушка раздражается и злится на внука из-за его шалостей. Думая, что если она свой гнев не покажет, то внук ее так и не поймет, она срывается и орет на него.
Внук начинает бояться бабушку, отказывается оставаться у нее.
Б) Соглашаясь быть ответственным за выполнение задания, мужчина думает, что поскольку ему задача ясна, то и другие должны быстро соображать и понимать его с полуслова ─ сами, без его усилий и терпения. Заботиться о своем психологическом состоянии ему неохота. С позиции «когда люди поступают бестолково, бездумно, это выводит из себя», он гневается даже там, где можно было спокойно решить или поговорить. По принципу «если не выплеснуть гнев на бестолковых подчиненных, то они так ничего и не поймут ─ только меня доведут», он в буквальном смысле срывается на тех, с кем делает доброе дело.
Дело сделано, но осадок остается. И в следующий раз другие начинают думать, стоит ли еще раз соглашаться на работу с таким человеком ─ и больше склоняются в сторону «нет», чем «да».
В) Женщина считала, что всё и всегда должно происходить так, чтобы ее не утруждать, ей было лень подождать небольшую очередь на почте из-за проблем с компьютером.
На мнении, что в обслуживающих учреждениях должны обслуживать приятно и с комфортом, не раздражая клиентов своими проблемами, она разозлилась, начала возмущаться.
Считая, что эмоции надо изливать («кипеть внутри более разрушительно»), она возмущенно размахивала руками. Смахнула бланки на стойке. Бланки полетели в ребенка из той же очереди и поранили ему глаз.
Все это привело к долгим неприятным разбирательствам.
Г) ─ Неохота тратить время на изучение, разберусь по ходу.
При разборе пылесоса новой модификации мужчина не удосужился запомнить последовательность своих действий и расположение частей механизма.
А после устранения причины поломки у него возникла проблема со сборкой.
─Новые модели как будто назло людям конструируют
Он начал злиться и на производителя, и на самого себя.
─ От злости не могу совладать с собой, руки не подчиняются, ситуация выходит из-под контроля.
Потеря способности контролировать свои эмоции привела к тому, что он не только не отремонтировал, но окончательно доломал пылесос.
Пришлось покупать новый.