Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

3.1. Ступени (Сколько ступеней до совершенства). Как думаешь, так и живешь.

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

Всегда ли нужно думать? Ведь есть работы, которые, казалось бы, не требуют мозговых усилий. Прочитал инструкцию – и вперёд… Или слушай начальство, пусть оно думает, ему положено по штату. Можно ещё на книжный рынок пойти, купить сборник советов на все случаи жизни. Выбор огромный: и для дома, и для сада, исцеление от всех болезней, и как разбогатеть, привороты, и предсказание будущего, и о загробной жизни – в общем, всё, чего душа пожелает. Создаётся впечатление, что всё давно придумано умными людьми, описано и изложено. Зачем «голову греть» – пользуйся тем, что уже имеется.

Вроде всё правда, так и есть. Но попробуйте воспользоваться обычным кулинарным рецептом, если у вас не хватает всего одного продукта, и взять его негде. Что нужно сделать? Правильно – подумать, чем его заменить. Сравнить этот продукт с другими, выбрать из них самый подходящий, определить пропорции. Вот и готов новый рецепт – ваш собственный! Значит, чтобы воспользоваться готовыми знаниями и советами, тоже нужно думать. Какой бы подробной ни была инструкция, написанная другими людьми, они просто не могли учесть всего. Хотя бы того, что они – не вы. Пришлось бы писать отдельные инструкции по некоторым вопросам для рассеянных и торопливых, полных и худых, «флегматиков» и «холериков»… Инструкцию, рассчитанную на бездумное исполнение, можно написать только для автомата, если все его свойства известны. А поскольку человека до конца не знает никто, даже он сам, то и готовых советов для него не придумаешь. Даже в мелочах, не говоря уже об ответственных делах и решениях. Выходит, хочешь не хочешь – думать всё же придётся. И даже то, что делалось уже многократно, проверено, наизусть выучено – стоит лишь немного изменить условия, и уже нужно придумывать что-то новое. Иначе возможна ошибка. А условия меняются постоянно, и если не хотим ошибаться через каждый шаг, интеллект нужно постоянно держать начеку.

Кто-то скажет – «Ну, интеллект – это не про меня. К интеллигенции себя не причисляю». Да и всякого ли человека, занимающегося умственной работой, можно назвать «интеллектуалом»? Есть люди начитанные, эрудированные, блистающие познаниями, но при этом гвоздя забить не умеют. Есть ученые, которые демонстрируют потрясающую одаренность в разных областях науки, но совершенно беспомощны в жизни, вне стен лабораторий. А есть и такие, которые университетов не кончали, но делают из бросового материала необходимые и красивые вещи. Или мгновенно ориентируются в обстановке, поэтому всегда уверены в себе. Вряд ли возможно отделить работу интеллекта от всей остальной жизни. Без него и ложку не научишься держать – не разберёшься, каким концом в рот вставлять. Интеллект есть у всех, только уровень его развития у всех разный.

Интеллект включает в себя и информационный багаж, и умение им распоряжаться, различая действительность. Ребенок различает окружающие предметы, людей только в самых общих чертах: какой бы автомобиль он не увидел, он говорит – «это машина», обо всех людях он говорит – «это дядя», «это тетя». Взрослый (если он внимательно смотрит) может определить не только марку машины, ее «возраст», но и по небольшим нюансам – и черты характера того, кто сидит за рулём. Помните Шерлока Холмса? Его успех – это внимательность, целеустремлённость и умение связывать в единое целое всё, что узнал и увидел. Интеллект работает, как радиоприёмник – настраивается на нужную «волну» и ловит всевозможную информацию. А потом из этой информации, как из детского «конструктора», строятся разные идеи, решения, проекты. А также новые вопросы, на которые нужно искать ответы. Чем больше вопросов, тем больше новых идей и меньше ошибок – тем лучше работает интеллект. А если не задавать их совсем, пропускать мимо глаз и ушей всё, что происходит вокруг, то и «мозгам заржаветь» недолго.

От желания думать зависит не только карьера и профессиональные достижения, но и здоровье. К примеру, долгое время в научной среде считалось, что нервные клетки, разрушенные стрессами, не восстанавливаются. Сейчас стало известно, что это не так. Оказывается, нервные клетки восстанавливаются, когда человек впоследствии обдумывает, переосмысливает те моменты жизни, в которые они были разрушены, признавая, что был тогда не прав, принимая решение в будущем вести себя по-другому. И не только нервы может восстановить работа мысли. Размышление над своим прошлым (от прошедшего сегодняшнего дня до первых лет жизни) может изменить весь образ жизни. Задумавшись однажды, люди бросают пить, возвращаются в семьи, завершают брошенные много лет назад дела.

Как же измерить интеллектуальный уровень? Есть множество самых разных тестов, но каждый из них, каких бы областей знаний он ни касался, не гарантирует точного результата. Успешная сдача экзаменов ещё ни о чём не говорит. Опоздал, поссорился, допустил брак в работе, не оказал помощи, ещё чем-то навредил – значит, не знаешь, не умеешь думать, даже если учился на пятёрки. Реальная сила интеллекта определяется на практике – это разница между количеством верно принятых решений (иначе говоря – добрых поступков) и количеством совершённых ошибок. И не в тестах и задачниках, а в работе и в жизни. Потому что как думаешь, так и живёшь.

«Тех, кто не знает, можно научить. Нельзя помочь тем, кто не хочет знать. Мудрость дело наживное. Была бы охота» (Из сборника «С чего начинается личность»).