В течение жизни человек постоянно меняется, и его задача – направить это изменение в лучшую сторону. Показатели человека, рассмотренные ниже — это ряд характеристик нашего нравственного состояния. Для некоторых людей это ключ к работе над собой. Значения показателя бывают: «в норме» и «не в норме» («не в норме», в свою очередь, делится на «небольшое отклонение», «среднее» и «сильное»). Эти показатели помогают понять, на что обратить внимание в данный момент.
Каждый показатель — это какая-то часть человека. Чтобы устранить неполадку, нужно найти, какая именно деталь или система не в норме.
Есть похожие показатели — они характеризуют одно и то же, но с разных сторон. Например, «значение совести» и «уровень различения вреда» показывают различение добра и зла. «Контроль нормы разума» и «контроль нормы чувств» — в пользу чего человек делает выбор. «Сила интеллекта» и «опыт» показывают, какие качества человек приобрел за жизнь.
Контроль нормы ума
Контроль нормы ума — это способность к накоплению и реализации знаний. Чем выше значение данного показателя, тем выше степень этой положительной способности. Чем больше человек исследует окружающий мир, для того чтобы понять суть происходящего, чем больше применяет эти знания в жизни, тем больше пользы он приносит в разных сферах деятельности, и тем быстрее находит варианты решений разных вопросов.
Если обнаружено отклонение по «норме ума», то нужно устранить серьёзные искажения в мировоззрении.
Признаки отклонений:
• человек собирает, накапливает информацию из литературы, интернета или телепередач ради «эрудиции», однако на практике этими знаниями не пользуется («Надо все знать!»), («Если много знаешь, то развитый»);
• человек не желает различать знания и заблуждения.
Знание – объективное суждение, приводящее к разумным действиям. Заблуждение – ошибочное мнение, которое человек принимает как верное.
Способность накапливать и реализовывать знания приобретается только на практике, в общении и труде. Полезны для развития личности только те знания, которые помогают получить положительный опыт при решении жизненных задач.
Контроль нормы разума
Разумное решение человек принимает на основе имеющегося положительного опыта, если воля делает выбор в пользу информации совести. Но такое решение принимается не всегда, значит разум не является постоянной составляющей личности. Он то есть у нас, то нет.
Показатель нормы разума характеризует соответствие положительной информации, которую мы знаем, и степени её реализации в наших действиях. Образно это пропасть между умом человека и разумом: насколько далеко наше поведение от разумности (Разум — это способность принимать решения на основе положительного опыта). Эта пропасть должна быть как можно меньше, а стремиться нужно к тому, чтобы её не было вообще, тогда поведение человека будет разумным.
На практике отклонение от нормы по данному показателю выглядит так:
• человек имеет знания и говорит правильные вещи, но поступки его безрассудны, в делах он приносит вред;
• человеку подсказывают, как лучше, а он поступает, как привык.
Отклонение по данному показателю зависит от количества и силы заблуждений. Большое количество заблуждений порождает множество программ, и человек живёт по ним, не принимая подсказки. Он может слышать одно, а делать совсем другое.
Контроль нормы чувств
Контроль нормы чувств показывает, насколько человек склонен прислушиваться к голосу чувств вместо разума. Чувства человек создает себе сам, делая выбор в пользу отрицательного источника, и таким образом снижается разумность. Источник чувств — отрицательный опыт, заблуждения.
Чем больше накоплено положительного опыта (выбора в пользу разума), тем меньше для человека имеет значения информация, идущая от чувств, и тем чаще он принимает правильные решения — на основе положительного опыта.
Признаки того, что показатель контроля нормы чувств не в норме:
1. Человек проявляет эмоции: кричит, плачет, гримасничает и др. Эмоциональность — внешняя реакция, выражающая чувственное отношение к чему-либо.
2. Человек искаженно видит реальность, преувеличивает хорошее или плохое (отсюда — эйфория, отчаяние, уход в себя). Речь содержит много искажений.
3. Человек перестает слышать полезные советы, ограничивается только своим мнением, т. к. голос чувств для него на первом месте.
4. Человек не рассуждает, а действует по принципу: «что первое пришло в голову». Поэтому часто принимает неправильные решения и имеет отрицательные последствия.
5. Человек теряет волю, и им начинает управлять чувство. Например: мания, одержимость, зависимость и т. д. (это может быть любая ошибка).
Развитие (скорость развития)
Этот показатель характеризует скорость изменения личности к лучшему. Хорошее развитие — это быстрое изменение к лучшему. Человек может развиваться — быстро или медленно, «топтаться» на месте, деградировать. По показателю развития стоит работать, если:
• идет остановка развития или деградация (нужно найти, в чем именно);
• скорость развития низкая (найти недостающие области развития).
Воля — основа личности
Воля — основа личности («Я» человека), это механизм выбора положительного или отрицательного поступка. Получая информацию через совесть, воля принимает решение: поступить по этой информации или отказаться. Отказ — это потеря воли. Чем больше у человека положительных качеств, тем сильнее воля (легче выбрать положительное и отказаться от отрицательного). Развить сильную волю нам помогает соблюдение закона воли: упорство, проявленное при достижении цели, формирует постоянство.
Отклонение по показателю воли есть, если человек:
• пребывает в неопределённости, неуверенности;
• не доводит полезные решения до исполнения;
• имеет зависимости, патологическую привязанность, зацикленность;
• находится в депрессии, отчаянии;
• не способен взять себя в руки, легко поддаётся лени;
• подвержен срывам.
Работать по показателю воли можно по таблице, показывающей, как подменяется воля зависимостью в случае выбора отрицательного поступка.
Воля | (+) Зависимость | Зависимость |
Желание | (+) Влечение | Апатия |
Решение | (+) Подчинение | Отрешённость |
Исполнение | (+) Покорность | Безделье |
Значение совести
Совестью называется та часть личности, которая воспринимает информацию из положительного источника. Это «орган слуха» нашей личности. Совесть не что-то внешнее, она постоянная часть личности человека (как уши — часть тела).
Совестью мы воспринимаем информацию, как поступить хорошо, а как плохо. Но это только информация. А выбор мы делаем волей. Если выбор идёт согласно совести — это применение положительной информации, и мы совершаем разумное действие (принятие решения на основе положительного опыта — это разум). Если воля отказалась от информации совести, то положительная информация не применяется, мы выбираем вред и, как следствие, впадаем в чувственное состояние (чувство). Таким образом, разум в нас есть настолько, насколько мы поступаем по совести, поэтому он не является постоянной частью нашей личности.
Выше значение совести у того, кто хочет поступать без вреда. Кто, делая что-то, задаёт себе вопросы: «а хорошо ли я делаю?», «а какой вариант лучше?» Имея высокое значение совести, легче принимать правильные решения, быстрее идёт развитие, приобретается положительный опыт, меньше совершается ошибок.
Когда у человека показатель значения совести ниже нормы, это значит, что он её игнорирует, не придает значения, а больше прислушивается к другим источникам: отрицательному опыту, самости, чувствам, заблуждениям (своим или других людей). Как следствие, совершается ряд неправильных поступков («по чувствам», а не по разуму), основанных на корысти, эгоизме, лени и т. п. Про такого человека говорят, что он «бессовестный».
Опыт
Опыт — это практические умения человека, как положительные способности, так и отрицательные привычки.
Работать по показателю «опыта» человеку нужно в двух случаях.
1. Если нужно устранить накопившийся отрицательный опыт. Здесь рассматриваются ошибки, привычки, зависимости, программы или образ жизни в целом (например, в виде символа).
2. Если по каким-то причинам не приобретается нужный сейчас положительный опыт. Человек может развить в себе определённую способность, и есть для этого условия (ситуация сложилась), но он этого не делает. Здесь нужно обнаружить, чему именно личность отказывается обучаться, и почему.
Время
Это показатель того, насколько рационально мы используем время для своего развития.
Жизнь человека на Земле происходит во времени. Время – это мера, наполненная событиями. Показатель «время» в норме, если человек наполняет своё время полезными делами. Тогда он приобретает положительный опыт и меняется к лучшему.
Отклонение по данному показателю имеется, если человек:
• имея готовность выполнить работу, не делает её из-за заблуждений: «еще успею, потому что есть куча времени»;
• постоянно опаздывает к нужному времени;
• зациклен на прошлом или на будущем и не решает актуальные задачи в настоящем (неправильное отношение ко времени жизни);
• тратит свое время впустую, совершает ошибки: праздность, лодырничание, болтливость и др.
Чтобы привести этот показатель в норму, нужно найти конкретные моменты пустоделия и вредительства, заменить их на полезные дела.
Материя
Материя — вещество, ограниченное в пространстве и времени. Показатель материи для человека характеризует состояние его тела на данный момент. В норме тело служит для выполнения разумных текущих задач, тогда человек имеет большую возможность для развития во всех направлениях. При сильных повреждениях (заболеваниях) осуществление всех имеющихся возможностей затруднено (ограничено). Чтобы тело не приходило в негодность, нужно устранять определённый отрицательный опыт.
Работать по этому показателю рекомендуют, если:
• сложилась вероятность заболевания или повреждения тела;
• повреждение или болезнь уже есть;
• видимой болезни нет, но тело с трудом выполняет задачи (усталость, сонливость, нет сил).
Интуиция
Это часть положительного опыта (и, соответственно, личности) человека, состоящая из конкретных положительных качеств: воздержанность, аккуратность, внимательность, рассудительность, предусмотрительность, осторожность, проницательность и других. В норме они дают предвидение сложившихся, но ещё не проявившихся ситуаций и защищают наше тело от разрушения. Интуиция есть у всех в разной мере — насколько развиты эти качества.
Закон интуиции: предвидение возможного нанесения вреда способствует сохранению.
Работать по этому показателю нужно, если:
• человек попадает в мелкие неприятности, опасные ситуации (упал, обжёгся, порезался…), не хватает положительных качеств, составляющих интуицию;
• предстоит дело, связанное с возможной опасностью (работа в сложных условиях).
Рекомендуется работать по ошибкам: игнорирование («это не стоит моего внимания»); халатность («а, и так сойдет»), рискованность («кто не рискует, тот не пирует»); непредусмотрительность, бунтарство, соблазн, самоуправство и др.
Уровень различения вреда
Имеется в виду общий уровень различения человеком добра и зла, складывающийся из суммы уровней различения по каждой ошибке. Одну ошибку человек может различать очень хорошо, поэтому не совершает, другую — плохо, то есть вообще не считает её ошибкой. А его общий уровень различения в сумме выглядит как «средний». Чем выше общий уровень, тем лучше различение оттенков ошибки.
По этому показателю работать нужно, если есть определённая ошибка (или несколько), которые человек очень плохо различает. Из-за них и низкий уровень. Нужно найти, что именно из списка человек не считает за ошибку, и выявить заблуждения, которыми он её оправдывает.
Сила интеллекта
Этот показатель характеризует количество накопленного положительного опыта. Каждый случай совершения положительного поступка добавляет «силу интеллекта», а отрицательного — снижает.
Низкий показатель силы интеллекта говорит о:
• недостатке положительного опыта;
• накоплении большого количества случаев отрицательного опыта.
Средний показатель силы интеллекта — это наличие практически равного количества как положительного, так и отрицательного опыта.
Высокий показатель силы интеллекта характерен тем, что человек постоянно принимает положительные решения из положительного опыта. У таких людей многое получается, они успешны. Однако высокий показатель силы интеллекта может быть и у человека, который приобрёл большой положительный опыт, но только в одной узкой области (например, в своей профессии).
Работа по показателю:
1. выяснить свой показатель силы интеллекта на данный момент (низкий, средний, высокий);
2. найти, какого положительного опыта не хватает (можно из «Списка законов»);
3. устранить причины, мешающие этот опыт приобрести.