Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов

Как работать по срыву («сбою»)

Срыв («сбой») — это эмоциональное состояние человека, вызываемое навязчивыми идеями.

Это состояние не возникает само по себе, «ниоткуда». Предметом срыва может быть любое событие, ситуация, теория, проблема, дело, взаимоотношения, в которых участвует человек. Нередко «сбой» начинается с идеализации того, на чем человек в дальнейшем «срывается». Это проявляется так: основное внимание обращается только на одну область жизни (работа, семья, увлечение, должность) или только на одного человека, идею, теорию. И когда в этой области наступает разочарование, неудача, или просто необходимость переключиться на что-то другое, то человеку кажется, что «весь мир рухнул». Независимо от предмета срыва, результат один — жизнь человека дает «сбой», и он, как агрегат, лишенный электропитания, не может полноценно работать.

Находясь в «сбое», человек постоянно переживает. У каждого «сбоя» есть «источник» переживаний, один или несколько. Это эмоции — отношение к предмету срыва: ненависть, осуждение, отчаяние, обида, ревность, эйфория, возвышение, азартность, гордость, мания и др. Эти «источники» искажают восприятие человеком не только этого объекта (человека, ситуации), но и всего окружающего мира. Чем сильнее влияние источника переживаний на человека, тем большим будет это искажение.

«Сбои» могут быть разными по продолжительности и тяжести — от нескольких минут до нескольких месяцев или даже лет. Иногда длительные «сбои» с периодическими обострениями могут продолжаться годами, проявляясь в затяжных конфликтах с другими людьми.

Основными признаками «сбоя» являются потеря объективности и потеря управления собой (воли). Перечислим и другие признаки.

• Внешние проявления чувств. Это может быть раздражительность, громкоголосье, слезы или неконтролируемый смех, уныние, агрессия или замкнутость, отказ от общения и т. д.

• Отсутствие устойчивого интереса к чему-либо, кроме предмета срыва.

• Навязывание (внушение) другим своих идей, противоречащих здравому смыслу, стремление «доказать» свое.

• Невосприимчивость к информации, касающейся предмета срыва. Например, человек выслушивает доводы собеседника и опять говорит свое, как будто ничего не слышал.

• Неадекватная реакция на происходящее вокруг под влиянием источника переживаний. Например, если источником является страх, то во всем видится угроза. Если источник — обида, то любые действия и слова другого воспринимаются как оскорбление, а все люди — как обидчики и враги.

• Прекращение полноценной деятельности, отказ от выполнения своих обязанностей в какой-либо области или везде.

• Пассивность, депрессия, утрата смысла жизни, жизненный тупик.

Общим для всех срывов является такой признак, как замкнутость на себе. Человек может пребывать в иллюзии, что переживает не за себя, а за других людей, за дело. Но проанализировав его речь, легко убедиться, что он рассматривает всех и всё только в связи с самим собой. Если речь идет о других людях, то они интересны лишь в корыстном плане — например, оправдывают ли они надежды, соответствуют ли требованиям, готовы ли уважать, считаться и т. д. Отсутствуют какие-либо попытки понять других, особенно тех, с кем непосредственно связан «срыв».

Отрицательные последствия длительных «сбоев» для человека могут быть разными: нарушение здоровья, разрыв взаимоотношений с кем-либо, разрушение семьи, уход из коллектива, потеря работы. Поскольку постоянные эмоции приносят страдания, может возникнуть соблазн «утешиться» чем-либо: развлечениями, едой, сигаретами, алкоголем, наркотиками и т. д.

Находясь в таком состоянии, человек не может собой управлять — ему нужна помощь со стороны. Как ее оказать? Приведем несколько вариантов.

• Не отворачиваться от человека, не оставлять его одного, чтобы не усугубить последствий. «Сбой» не вина, а «болезнь» интеллекта, воли личности. Помощь можно оказать независимо от того, принимает ее человек или отказывается, хотя бы своим доброжелательным небезразличным отношением.

• Не поддерживать эмоциональное состояние человека — не осуждать, не сочувствовать, не бояться за него. Не проявлять соглашательства и доверчивости к его словам и неадекватному поведению. Скорее всего, «придя в себя», он пересмотрит свое поведение и откажется от того, что говорил и делал во время срыва.

• Тактично показать человеку нарушения этики, которые он допускает, находясь в эмоциональном состоянии. Это поможет ему более трезво оценить свое положение и принять дальнейшую помощь.

• Вместе провести переоценку ценностей. Нужно изменить отношение к предмету срыва — другими словами, «развенчать» идеал, чтобы он перестал заслонять от человека весь остальной мир. Иногда для этого нужно отвлечься — заняться другими делами.

• Последовательно устранять источники переживаний и поддерживающие их заблуждения. Например, если источником является обида — понять, что обижаться не на что, если осуждение — попробовать помочь тем, кого осуждал, если отчаяние — найти конкретный выход из ситуации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс