1. Ежедневный самоконтроль.
1.1. Признаки нуждаемости в помощи.
1.2. Способы анализа работы коллектива и человека.
2. Анализ работы коллектива.
2.1 Выполнение задач коллективом.
2.2 Нуждаемость в помощи.
2.3 Нарушение единства.
2.4 Оценка качества работы коллектива.
3. Самоконтроль членов коллектива.
3.1. Показатели.
3.1.1. Показатели, отражающие возможность работы в коллективе.
3.1.2. Показатели, характеризующие текущее состояние и развитие человека.
3.2. Деятельность в коллективе и других сферах.
3.3. Развитие.
3.4. Взаимодействие с людьми.
1. Ежедневный самоконтроль
Для того чтобы эффективно оказывать помощь себе, другому, необходимо пребывать в состоянии нормы.
Этого можно достичь, если регулярно проводить анализ по следующим направлениям.
• Логический анализ своего текущего поведения, исправление замеченных ошибок.
• Видение и устранение заблуждений, эмоций, ошибок, мешающих оставаться объективным.
• Анализ предыдущих периодов жизни, выявление упущенных моментов, зарождающихся привычек.
• Выявление сфер недостаточного различения вреда и работа по ним.
• Выявление причин возможных трудностей и сложных ситуаций.
Если не получается разобраться в чем-либо самостоятельно, то можно обратиться за помощью к более компетентным людям.
1. 1. Признаки нуждаемости в помощи
Нередко поводом для анализа своей жизни становится болезнь или проблема, сложная ситуация. Между тем признаки того, что не всё в норме, появляются еще до того, как «грянет гром»… Вот некоторые из них:
— неинтересно работать, на место творчества приходит рутина, работа становится привычкой;
— плохое настроение, недовольство;
— эмоциональность;
— что-то не получается, и нет надежды, что получится;
— проблемы с планированием, неорганизованность;
— устойчивая неприязнь к кому-либо;
— непонимание в каком-либо вопросе;
— нежелание общаться, помогать; замкнутость;
— нежелание действовать, хочется расслабиться;
— нет желания изменять свой характер: попустительство, выгораживание: “и так сойдёт”, “и так всё хорошо”;
— формализм: ходить на работу, куда либо еще, потому что так положено, не задавая вопроса “зачем это надо?”;
— “мелкие” неприятности, постоянные негативные происшествия;
— бессилие в оказании помощи кому-либо;
— моторные признаки (жестикуляция, скороговорка, повышение силы и тона голоса, вздохи, слезы);
— крайности: невнимание или чрезмерное “внимание” к чему-либо;
— забывчивость;
— обидчивость;
— изменение отношения к чему-либо в худшую сторону;
— усталость, недосыпание.
1.2. Способы анализа работы коллектива и человека
1. Логический.
Каждый человек, желающий помогать себе, другим, небезразличный, может увидеть, где и кому нужна помощь. Для этого нужны внимательность и логика.
2. По показателям (см. Стр. 68).
3. Выявление ошибок, недостатков, заблуждений (этим способом выявляются сразу причины отклонений).
4. Выявление причин возможных трудностей и сложных ситуаций.
Другие.
2. Анализ работы коллектива
Цель анализа: оценка выполнения целей и задач; выявление недостатков в работе и способов их устранения.
2. 1. Выполнение задач коллективом
2. 2. Нуждаемость в помощи
Характеризует, насколько коллектив(структура) нуждается в помощи:
• отсутствие надежды на помощь;
• невидение ее необходимости;
• руководитель не обращается за помощью (мешают заблуждения);
• отказ от предлагаемой помощи.
Норма — когда руководитель может выявить логически, в какой помощи нуждается коллектив. Когда эти проблемы выявлены, можно попробовать справиться самостоятельно. Если этого не происходит, можно обратиться за помощью.
2. 3. Нарушение единства
Характеризуется взаимоотношением внутри коллектива.
Норма — взаимное уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, открытость и искренность, объективность в отношении друг друга.
Признаки, ведущие к распаду коллектива:
• наличие людей, имеющих постоянное активное или скрытое несогласие с принятой в коллективе точкой зрения;
• создание в коллективе пар, замкнутых групп для дальнейшего противопоставления себя остальному коллективу, руководителю, выгораживание ошибок, заблуждений друг друга;
• постоянные бесплодные споры, распри;
• недоверие друг другу;
• взаимное осуждение, обидчивость, непрощение друг друга;
• пересуды, сплетни, домыслы, выяснение отношений;
• предвзятость, «ярлыки», например, деление людей на сильных и слабых при отсутствии помощи последним.
Как можно изменить ситуацию:
• повышать осознание значимости единства в коллективе;
• работать над устранением нетерпимости, категоричности, высокомерия, мнительности, обидчивости, гордыни и других ошибок, разделяющих людей друг с другом;
• обратиться за помощью;
• усилить взаимопомощь в коллективе, индивидуально поработать с теми, кто в этом нуждается.
2. 4. Оценка качества работы коллектива
Результаты работы коллектива наглядно характеризуются следующими показателями.
1. Рост, количество.
2. Отзывы о деятельности коллектива.
3. Активность членов коллектива, желание работать.
Проводя визуальный контроль работы коллектива, используя вышеперечисленные показатели, легче определить слабые звенья и вовремя приступить к выявлению и устранению причин, мешающих эффективной работе.
3. Самоконтроль членов коллектива
Цель самоконтроля – предотвращение или своевременное устранение возникающих отклонений, оказание помощи в развитии, а также сведение к минимуму возможности возникновения ошибок при работе в коллективе.
Помощь в самоконтроле может оказывать руководитель или назначенный им член коллектива. Помощь оказывается не только в выявлении отклонений и недостатков, но и в их преодолении. При анализе своей работы и помощи другим необходима объективность, не должно быть предвзятости, доверчивости, самости.
Информация, предлагаемая в помощь человеку, не должна попадать к другим людям, становясь поводом для любопытства, осуждения. Качество самоконтроля зависит не от времени, которое на него затрачено и не от количества выявленных недостатков, а от своевременного их исправления.
3. 1. Показатели
3.1.1. Показатели, отражающие возможность работы в коллективе
1. Наличие необходимых для работы в коллективе качеств: бескорыстия, правильной жизненной позиции, активности.
2. Наличие допуска к работе в коллективе.
3. Нарушение правил коллектива.
4. Дискредитация деятельности коллектива (моральный ущерб коллективу).
3.1.2. Показатели, характеризующие текущее состояние и развитие человека
В обозначенной группе показателей можно определить следующие направления:
• необъективность;
• зацикленность на какой-либо идее;
• нуждаемость в помощи (есть необходимость в обращении за помощью —человек этого не делает из-за того, что не видит, не ощущает);
• материальная зависимость (имеет несколько работ, либо одну и по большей части занимается только этим, большая привязанность к материальным средствам и т. д.);
• неустойчивость перед трудностями и сложными ситуациями;
• накопление отрицательного опыта (нет ежедневного анализа своего поведения, совершение множества ошибок);
• неверие в возможность разумного выхода;
• следование своим ошибочным убеждениям (заблуждениям);
• невосприятие знаний и, как следствие, нереализация;
• отсутствие дисциплины в некоторых сферах жизни (человек ведет себя по-разному: где-то старается, прилагает усилия, а где-то нет);
• привычки и зависимости;
• повышенная чувствительность;
• несоответствие нравственным нормам;
• выполнение жизненных задач (человек посвящает все свое время только решению жизненных задач);
• самонадеянность;
• мнительность;
• перегрузка;
• пассивность;
• восприятие совести (совершение поступков, не соответствующих нравственности);
• несоответствие между убеждениями и делами;
• дисгармония во времени;
• защита от воздействия извне (человек неадекватно реагирует на замечания, советы; постоянные конфликты, нападки, ссоры, но при этом ничего не делает по устранению своих причин, приводящих к этому);
• наличие устойчивых заблуждений.
3.2. Деятельность в коллективе и других сферах
• Безынициативность
• Умение исполнять определенные дела, обязанности по должности
• Планирование/ выполнение
• Исполнение обязанности
• Желание работать
• Итог работы
• Качество работы
• Прилагаемые усилия (достаточно или нет)
3.3. Развитие
• Широта зрения
• Уровень различения вреда
• Освобождение от отрицательного опыта
• Раскрытие возможностей
• Осмысление своей деятельности
• Степень готовности к восприятию информации
• Изменение образа жизни
• Усвоение полезной информации
• Логичность мышления
• Разрешение жизненных ситуаций
• Скорость развития
• Стремление к знаниям
• Самоанализ
3.4. Взаимоотношения с людьми
• Нарушение единства
• Образование групп на общих заблуждениях
• Лицеприятие
• Активное противостояние разумной точке зрения
• Отказ в помощи другим
• Неискренность
• Недоверие
• Замкнутость