Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Зачем мне эти люди?

Поведение и поступки некоторых людей вызывают их непринятие, и, соответственно, нежелание с ними общаться. Ну а если такие поступки совершались по отношению ко мне, то у меня выход был один – разрыв взаимоотношений, согласно мнению, что этот человек мне не нужен. Конечно, с посторонним человеком такое может пройти вполне безболезненно. А если этот человек маленький и твоя внучка, а нетерпимость и категоричность к ее поведению выше китайской стены, то нет не только покоя и радости, но и здоровья. Никакие аргументы мне не дают результатов, не знаю, как избежать срывов.

Однако длительное пребывание в этой проблемной ситуации обострило мое внимание к информации по больной для меня теме.

И вот я слышу по телевизору, как говорит режиссер известной эстрадной певицы: «У нее несносный характер. Она постоянно спорит, доказывает свое… Но мне с ней интересно. Через нее я узнаю что-то новое». Эта мысль мне понравилась, я ее приняла как один из положительных выходов и стала вникать в смысл слов моей внучки. И еще стала просматривать книгу «Золотая энциклопедия мудрости».

Внучка мне говорит: «Бабушка, если я не прошу, ты мне не предлагай», «Бабушка, если я себя плохо веду, ты не обращай внимания, потерпи». И У. Джемс учит: «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания». Эту подсказку, получается, я сначала услышала от внучки, но не приняла во внимание. А устами младенца «глаголила» истина.

Делаем уроки, я на взводе. Она мне говорит: «Бабушка, ты не нервничай». Я отвечаю: «Я не нервничаю». Она: «Нет, ты нервничаешь».

Я-то считаю, что ее поведение — причина потери мной равновесия, она же уточняет, что я себя неправильно веду. И   Г. Флобер о том же: «Я умер бы со смеху, глядя, как один человек судит другого, если бы это зрелище не внушало мне жалость». Похоже, я выгляжу жалко, и она пытается меня поправить достаточно доброжелательно. Я же не соглашаюсь с ней, а зря. Надо начинать с себя.

Мои рассуждения, что я-то хорошая, ведь у меня прекрасные взаимоотношения со многими людьми Л. Н. Толстой растолковывает по-другому: «Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит». Т. е. любят не за то, что ты образец, а за то, что ты человек.

Оправдываю себя, что порой я просто не в силах сохранять элементарное спокойствие, не могу принять ее издевательские, по моему мнению, поступки, и меня сносит. Л. Н. Толстой же учит: «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками». И Г. Ибсен подтверждает: «Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, – терпение». Просто и понятно: хочешь быть мудрым, хочешь помочь, хочешь нести ответственность – стань, помогай, неси.

Внучка не позволяет мне застегивать и расстегивать мои сапоги, бросается и делает это сама. Она поднимает с пола все, что я уронила или что нужно взять в руки, она никогда не дает мне нести свой часто тяжелый ранец, отнимает у меня мою сумку, чтобы нести самой, говорит: «Бабушка, тебе нельзя тяжелое носить». Ей семь лет. Она так делает, даже если мы в ссоре.

Так чего я хочу от нее? Чтобы она была такой хорошей всегда и во всем. Только такой, чтобы мне было беспроблемно и комфортно. Но А. Моруа поясняет: «Не старайтесь превратить воспитание в серию удовольствий. Только усилие даст нужную силу уму».

Хочется абсолютного послушания, так как я считаю, что только от меня исходит истина. А у меня получается, как сказал Д. Карнеги: «Человеческой натуре свойственно обвинять кого угодно, только не себя».

И вот Л. Н. Толстой в очередной раз подсказывает: «Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе». Если просто, то это означает, что хочу изменить в лучшую сторону только ее, а личной задачи нет. Хотя мне известно, что при выполнении любой работы надо ставить личную задачу. И не просто ставить, но отслеживать ее выполнение: есть ли помехи, может, недостает каких-либо знаний. Приобретения, которые имеешь в результате, гораздо важнее, в первую очередь, для меня и для того человека, с которым взаимодействуешь, помощь будет гораздо лучшая, чем приказы и требования. Но самонадеянность выше. Изменять можно только себя, по отношению к другим это уже насилие.

Д. Дьюи подтверждает: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов». Если не руководствоваться этим принципом постоянно, то упускаются те результаты, которые можно было бы иметь в части развития собственных способностей при взаимодействии с людьми.

А для тех случаев, когда кажется, что лучше должны стать другие, а ты и так хорош, Л. Н.Толстой предупреждает: «Власть одного человека над другим губит, прежде всего, властвующего». И подсказка его же: «Для того чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним», «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».

Ну и Гораций Флакк Квинт раньше всех названных здесь провозгласил: «Гнев – кратковременное безумие», «Дерзай быть мудрым!» и как поддержка его же слова: «Легче терпеливо переносить то, что нам не дано исправить».

Все эти слова, звучащие из глубины веков, воспринимаются совсем по-другому: не заставляют бичевать себя или обвинять других, а умиротворяют и стирают из памяти эмоции и страдания из-за них. На душе такой покой, что кажется невозможным то поведение, за которое мне будет стыдно.

А по поводу вопроса: «Зачем мне эти люди?», я сейчас конкретно ощущаю недостаток жизненного опыта, который я могла бы приобрести через тех людей, про которых я подумала, что они мне в жизни не нужны.

Емельянова Е. Н.