Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Интеллект и положительный опыт

В статье рассматривается связь интеллекта и опыта, исследуется процесс накопления положительного опыта и механизм снижения или сохранения интеллекта в зависимости от принимаемых человеком решений.

В аварийной ситуации человеку помогает опыт быстрой реакции. Например, человек был внимателен, вовремя увидел опасность и успел увернуться от падающего предмета. При сложном выборе работы из нескольких вариантов помогает опыт объективности: умение взвесить все плюсы и минусы выбора. В конфликтной обстановке помогает опыт доброжелательности: кто быстрее выйдет из бесполезного препирательства, тот меньше пострадает. Все эти и многие другие умения — это положительный опыт человека. У кого такого опыта больше, тому легче жить и делать правильный выбор.

Появляется положительный опыт не сам собой, «ниоткуда», а накапливается из отдельных конкретных действий. Это случаи правильного выбора — действия на основе уже имеющихся верных знаний или положительного опыта.

Главную роль в накоплении положительного опыта играет интеллект, т. е. разумность человека. «Интеллект — правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря  здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни» (А. Бине и Т. Симон).

Интеллект как способность обрабатывать информацию для последующего принятия разумного решения — свойство не только человека, но и всех живых организмов. Он не зависит от наличия мозга, и даже далеко не у всех существ он связан с работой нервной системы. Это давало основания ошибочно говорить об отсутствии интеллекта у насекомых, рыб или моллюсков.

Однако эксперименты показывают как раз обратное. Инфузория туфелька, которую запускали в узкую трубочку с жидкостью, сначала не умела разворачиваться и выплывать назад, но научилась после 25 проб и 6 удачных попыток. У одноклеточной инфузории нет не только мозга, но и ни одного нейрона. Её правильным действиям в сложной ситуации соответствуют биохимические внутриклеточные процессы.

Актинии, у которых есть небольшая нейронная сеть (но не мозг), сначала брали щупальцами и съедали предлагаемые им бумажки. Попробовав и выплюнув их несколько раз, актинии отказались брать бумажки вовсе. Когда исследователи положили им бумажки на щупальца с другой стороны, актинии их опять съели и выплюнули, но отказались брать уже быстрее, чем в предыдущий раз (1). Не имея мозга, они обучились и приобрели новый навык.

Следовательно, принятие разумных решений на основе положительного опыта — способность всех живых существ. У разных организмов она имеет разное физическое отражение и проявляется на разном уровне. Она необходима для выживания и адаптации. Если она работает, существо имеет больше возможностей найти положительные выходы. Обратим внимание: если бы инфузория не научилась разворачиваться, она бы не нашла дорогу назад. Если бы актиния не научилась отказываться от несъедобных предметов, она бы физически пострадала.

Итак, основная функция интеллекта в любом его проявлении — различение реальности: что перед нами? Нужно ли это? Полезно ли то, что предлагается сделать? Какой будет вред, польза? Какие последствия? Когда мы с помощью интеллекта находим ответы на эти вопросы, мы с помощью своей воли делаем выбор.

«Чем больше информации может извлечь и обработать организм, чем лучше он сориентируется в настоящем, тем более адекватным и целесообразным будет его поведение, тем, следовательно, выше вероятность того, что в изменяющихся условиях существования он найдет верный образ действий и не станет жертвой непредвиденных обстоятельств» (2).

Если интеллект поработал хорошо, то ответы будут найдены верные, и выбор воли будет правильным. Например, перед молодым человеком стоял сложный выбор: идти учиться или идти работать. Хотелось скорее начать работать, азартно взяться за дело, заработать денег, стать независимым. Но интеллектуально оценив ситуацию и увидев несвоевременность, человек по своей воле отказался от работы в пользу учёбы ради больших возможностей, которые он получит после обучения. Поскольку выбор делался не с насилием над собой (без эмоционального давления на себя), а с участием интеллекта, то в результате появилось искреннее желание учиться, которого раньше не было. Таким образом интеллект помогает воле. Данный выбор действительно принес человеку больше пользы в дальнейшей жизни.

Одна из задач интеллекта — при различении реальности научить нас чему-то новому и внести это в наш опыт. Тогда новое становится частью нашей личности и помогает дальнейшему принятию правильных решений. В этом случае человек замечает, что поступает правильно, уже не думая. Если он принимает верное решение без размышления и говорит: «Я делаю, не думая — просто знаю, что так надо!» — это не говорит о том, что он действует без участия интеллекта (а на основе какой-нибудь «мистической интуиции»). Просто интеллект уже сделал свою работу раньше. Люди с большим количеством положительного опыта в целом (и большой «силой интеллекта») часто так и действуют в жизни: во многих случаях они поступают верно, не задумываясь, на основе имеющегося положительного опыта.

Положительный опыт приобретается при интеллектуальной обработке любой информации вообще: хоть о положительном, хоть об отрицательном действии. Правильная оценка неправильного действия тоже идёт в состав положительного опыта. Например, человек увидел, что его друг поступает с ним подло. И не осудил (не выбрал эмоциональную реакцию), а придумал, как друга остановить и подсказать (это интеллектуальная реакция).

У человека, в отличие от инфузории, есть специальный орган для обработки информации — мозг. В мозге человека работа интеллекта имеет материальное отражение на клеточном уровне: по нервным связям проходят сигналы (суть которых — изменение пропускной способности клеточной мембраны и калиево-натриевый обмен), а нейроны формируют определённые структуры, отражающие реакцию мозга на пережитую ситуацию.

Задача мозга — обработать поступившую информацию и сделать полезные для дальнейшей жизни выводы. Если эта задача выполняется, то обработанная информация поступает в опыт личности в нематериальном виде. Теперь мозг может переключиться, взяться за другую задачу. Положительный опыт не имеет материального выражения и поэтому не вносит разрушительных изменений в клетки мозга. Если интеллект честно выполняет свою работу, то в клетках мозга не накапливается необработанная информация. Клетки в этом случае не засоряются ей, и их жизнь не сокращается.

Но интеллект активно участвует в обработке информации не всегда. Человек, обладая инструментом интеллекта (мозгом) часто неверно им пользуется и портит это оборудование.

В состоянии эмоций трудно думать. Чем больше сила эмоций, тем меньше будет работать интеллект, и больше будет ошибочных действий. При этом участки мозга, которые предназначены различать действительность и предоставлять человеку обработанную информацию о том, что происходит, в состоянии эмоций частично (в зависимости от силы чувств) переключаются с интеллектуальной задачи обработки информации на выполнение лишних операций: ресурсы идут не на информационную работу, а на эмоции. Например, волнение, страх, одержимость и другие. «Человек нервничает» — это значит, нервные связи между клетками мозга заняты обработкой эмоциональных переживаний. В это время информация меньше обрабатывается интеллектом (а в самых запущенных случаях и вовсе не обрабатывается).

Яркий пример подчинения мозга эмоциям и отключения интеллекта можно видеть при воздействии на мозг определённых химических соединений — наркотических веществ или гормонов (например, адреналина). Так, если человек пережил сильный испуг или гнев, то может потом эту ситуацию забыть или вспомнить искажённо. В этом случае информация о ситуации осталась необработанной интеллектом (или недообработанной).

Если не сделаны полезные для жизни выводы (или сделаны вредные) — работа недовыполнена. Функция мозга страдает — так же как и функция любого прибора, если его применять не по назначению. Это приводит к разрушительным процессам на клеточном уровне.

Пример неправильной обработки информации: находясь в эмоциях (злости, обиде), человек решил, что бить ребенка за проступки — это нормально и полезно. Решение, очевидно, не положительное — оно принято на основе чувственного подхода, а не интеллектуального (не на основе размышления и просмотра последствий).

Если у человека осталась недообработанная интеллектом информация (о «правильности» неправильного поступка), то впоследствии она дает автоматические реакции. Согласившись «решать проблемы» рукоприкладством или выражать мнение сквернословием, человек потом делает так уже автоматически, и это просто объясняется: интеллект в момент принятия решения был снижен, человек не нашел других вариантов ни тогда, ни сейчас, и продолжает поступать «на автомате» — так же, как поступил в тот момент.

Наличие такой необработанной информации на физическом уровне отражается в клетках как окисление (образуются свободные радикалы, выделяется водород). Процесс этот разрушителен для клетки, старит её, сокращает ей жизнь. К тому же при частом неиспользовании интеллекта его сила уменьшается — неиспользованные для решения интеллектуальных задач нервные связи перестают работать и атрофируются за ненадобностью. Усложняется работа интеллекта и засорением клеток свободными радикалами (выделившимися в процессе окисления при «отказе правильной работы системы»). Крайняя степень этого процесса — слабоумие.

Если же человек приучает себя к руководству разумом в любой ситуации, то работоспособность мозга сохраняется за счет отсутствия регулярного физического повреждения клеток и нервных связей. И она даже возрастает за счет тренировки. Тем легче будет принимать в дальнейшем решения на основе положительного опыта.

Кроме того, всегда помогает своевременная переоценка ранее совершенных ошибок при выборе. Если когда-то человек выбрал действие с причинением вреда, не видя положительных вариантов из-за эмоций (поскольку работа интеллекта была частично прекращена), то сейчас, находясь в рассудительном состоянии, можно включить интеллект и найти положительные варианты действия в каждой отдельной ситуации. В дальнейшем это поможет поступать верно, а значит, будет накапливаться положительный опыт. Поскольку при вспоминании события участок нейросети мозга становится таким же активным, каким он был при его восприятии, в этот момент можно изменить сделанную ранее запись — переосмыслить поступок и принять новое решение. Например, эту ошибку больше не совершать.

Общий вывод: интеллект есть у всех живых существ в разной форме. У человека инструментом для решения интеллектуальных задач и нахождения положительных выходов в жизни является мозг. Если его ресурсы тратятся на эмоциональную обработку информации, он быстрее изнашивается. Если он используется по назначению — для интеллектуальной обработки информации, то работает хорошо и служит долго.

Литература

1. Савельев. Происхождение мозга. М.: Веди, 2005.

2. Вишняцкий Л. Б. История одной случайности, или Происхождение человека. Фрязино: Век 2, 2005.

Устюжанина А. К.