Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Расширенное толкование нравственных законов

Закон отдыха

Уметь правильно отдыхать —

высшая ступень цивилизации.

Б. Рассел

1. Формулировка закона

Закон отдыха: умение переключаться с одного вида деятельности на другой приводит к восстановлению.

2. Положительное понимание, которое помогает организовать отдых

«Я отдыхаю, когда работаю, и устаю, когда бездельничаю» (П. Пикассо).

«Ничего не делать, не значит отдыхать» (Г. Селье).

«Отдых — это изменение рода вашей деятельности» (И. Павлов).

«Перемена занятий — своего рода отдых» (Ж. Менаж).

«Отдых и труд неразлучны, как веко и глаз» (Рабиндранат Тагор).

«Лучший отдых — активный, лучший активный отдых — работа» (Е.Кащеев), и др.

3. Механизм отдыха

Главное в механизме отдыха — это умение переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Чтобы сформировать это умение, необходимо:

1. Понимать, что переключение — это необходимое условие качественного результата, так как при переключении с одного вида деятельности на другой происходит восстановление.

2. Планировать переключение. Для этого заранее разделить планируемые деятельности на этапы с определенной завершенностью, чтобы была возможность переключиться на другое дело не в ущерб первому делу.

Например, нужно написать статью, которая нелегко дается. Заранее планируем, что отдыхом от написания будет уборка, она так же необходима. Написание статьи разделяем на этапы: составить тезисный план (можно пропылесосить), далее написать статью на черновую (можно помыть пол), проверить статью. Чтобы не растягивать этапы, им можно определить временные рамки.

3. Для переключения выбирать деятельности разного рода. «Труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного» (К. Ушинский). Хорошо, когда есть возможность чередовать физическую и умственную деятельность. А если такой возможности нет, то использовать следующие приёмы.

1) При выполнении физического труда чередовать работу разных частей тела (мышц). Например, нужно лопатой наполнить ведро землей. Можно выполнять это действие с нагрузкой на поясницу (нагнулся, набрал земли, выпрямился с этим грузом и высыпал), а можно с нагрузкой на ноги, т.е., держа спину прямо, присесть, набрать лопатой земли, встать, переступая ногами, повернуться и высыпать в ведро. Можно чередовать положение рук на лопате.

2) В умственной деятельности, чтобы было переключение, важно конкретизировать для себя, что ты делаешь в данный момент. Отдых происходит тогда, когда нет утомляющего однообразия. Например, не называть все действия на рабочем месте одним: «я работаю». А разделить их: я составляю отчет, используя внимательность и сосредоточенность. Потом я составляю план на следующий день, т.е. выполняю совсем другой вид деятельности, используя память, изобретательность и предвидение. Затем сортирую и распределяю документы, используя аккуратность.

Также пятиминутные физзарядки – это полезный отдых.

Важно замечать, когда начинается усталость, и воспринимать ее появление как показатель к смене действия. А если нет возможности перейти к другой деятельности (или это неразумно), то, чтобы переключиться, можно поменять метод. Например, человек устал объяснять одно и то же, но снова возникает необходимость донести до кого-то информацию. Тогда вместо утомляющего его объяснения он может начать задавать наводящие вопросы.

Избавиться от усталости поможет нахождение нового смысла в той же деятельности. Например, женщина подстригала сына и мужа дома, чтобы сэкономить, но устала каждый месяц это делать. Она поставила себе новую цель – научиться подстригать быстро и не хуже, чем парикмахер. Следующая цель – научиться делать другие интересные стрижки.

Ещё один способ – сместить акцент. Когда уже устал идти, но нужно продолжать путь, то можно сосредоточиться на разговоре с собеседником или начать планировать, что будет, когда дойдешь.

Когда осуществляется определенная деятельность, физическая или умственная, то через какое-то время может наступить усталость. Если человек обладает умением переключаться с одного вида деятельности, где уже начала появляться усталость, на новый вид деятельности, то силы восстанавливаются.

Что мешает отдыху?

Невежество. Неправильное понимание отдыха, когда человек считает, что «отдыхать — это значит ничего не делать» или «если чем-то занимаешься, значит не отдыхаешь», ведет не к отдыху, а только к безделью.

Страх. Когда человек боится, что не будет сил, «если не полежишь, не расслабишься», то это ведет не к восстановлению, а наоборот — к потере сил и зависимости от одного вида отдыха. Когда-то нужно и полежать, но, если человек делает из этого единственный способ отдыха, он рискует попасть в ситуацию, когда совсем не получится восстановить силы, потому что возможности полежать может просто не оказаться, а другие способы отдыха он не признает.

Предельность (максимализм). Человек не способен перейти к отдыху, так как его держит мнение: «Не могу больше ничего делать, пока не закончу первое дело». Хотя объективно человек уже устал, и деятельность идет медленнее, и может даже не так качественно.

Азартность, непредусмотрительность. «Пока все дела не переделаю, отдыхать не буду», — думает человек. В итоге к концу дня «сваливается», а на следующий день уже не может встать — получает не отдых, а проблемы (больная спина или ноги, сорванные планы).

Банальность. Дела меняются, но отношение человека к ним не меняется, для него «все одно». Например, в будни работает таксистом, в выходные везет семью за город, подвозит брата в аэропорт — он все рассматривает, как «сидеть за рулем», поэтому восстановления не происходит.

Лень. Человек не хочет планировать и продумывать, как можно переключаться на другой вид деятельности, поэтому отдыха у него нет.

Могут мешать и другие причины.

4. Ошибочное представление об отдыхе и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Отдых, как переключение — это суета, которая мешает доводить дела до конца».

Примечание. Если дело уже утомило, то его выполнение пойдет медленнее и без желания.

Отдых — это планомерное переключение между разными видами деятельности, при котором все они доводятся до нужного результата.

«Отдых — это несерьезное занятие, он лишь расслабляет. Нужно всегда и много работать».

Примечание. «Если ты не можешь найти время для отдыха, тебе очень скоро придется найти время для лечения» (Джон Уэйнмейкер).

Отдых — важный процесс своевременной смены деятельности, который помогает восстанавливать силы, чтобы человек мог плодотворно трудиться.

«Если после одного дела сразу будешь заниматься другим, то отдыха не будет. Нужно обязательно полежать или просто ничего не делать».

«Отдыхать — значит совсем ничего не делать».

Примечание. Ничегонеделание — это потеря времени и возможности реализации. «От праздного отдыха происходит умственная и физическая дряблость» (А.Чехов).

Организовать отдых — значит уметь заняться той деятельностью, которая поможет восстановить силы и, если необходимо, вернуться к прежнему занятию.

Отдохнуть — это переключиться на другое, иное полезное занятие, которое не будет дальше давать нагрузку на то, что уже в человеке работало, а будет задействовать в нем другие процессы.
Видов деятельности великое множество. Часто люди не считают делом, например, анализ дня или проделанной работы, обсуждение и составление планов, пересмотр подходов к делу, общение с ребенком и т.п. А осуществляя подобную мыслительную деятельность, человек отдыхает от физического труда.

«Чтобы хорошо отдохнуть, нужно отключиться от реальности (выпить, покурить и т.д.)».

Примечание. После такого «отключения» есть неприятные последствия, а не восстановление, значит это нельзя назвать отдыхом.

Чтобы хорошо отдохнуть, нужно уметь найти другое полезное занятие, которое даст возможность отдохнуть от предыдущей деятельности.

5.1. Что дает человеку отдых

• Восстановление сил.

• Интерес и энтузиазм при переключении на новый вид деятельности.

• Ожидание отдыха (переключения) мотивирует побыстрее завершить первую деятельность.

• Возможность совмещать дела.

• Возможность избегать усталости и скуки.

• Возможность посмотреть со стороны и подумать. Возможность что-то изменить к лучшему.

5.2. Что дает окружающим людям умение человека отдыхать

• Спокойного и бодрого напарника при выполнении совместного дела.

• Наглядный пример того, как правильно отдыхать.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс