Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Расширенное толкование нравственных законов

Закон окончания

Кончил дело — гуляй смело

Пословица

1. Формулировка закона

Закон окончания: прекращение совершения процесса дает итог.

2. Положительное понимание, которое помогает оканчивать начатое

«Долго ли, коротко ли, а конец будет» (пословица).

«Как начал, так и кончай» (пословица).

«Умел начать, умей и кончать! Затянул песню, так доведи до конца» (пословица).

«Незаконченное — это ничто» (Анри Амиель).

«Недоделанное хуже несделанного» (А. Суворов).

«Не считай, что ты сделал дело, если в нем что-либо не доведено до конца» (Самуэль Роджерс).

«Всякое дело концом хорошо» (пословица).

«Конец — всему делу венец!» (пословица), и др.

3. Механизм формирования умения оканчивать начатое

«Чему было начало, тому будет и конец» (пословица). Окончание — это завершение, конец чего-нибудь. Есть процессы, окончание которых не зависит от человека, оно приходит само, естественно. В природе все имеет свое начало и свое окончание. Деятельность же и процессы, которые организовывает человек или которые зависят от него, регулирует он сам. Так, создавая литературное произведение или работая над статьей, человек решает, когда он окончит написание, планирует, когда будет заключительная часть текста.

Окончить — значит прекратить совершение процесса и получить итог. Например, окончив строительство, получить готовое здание; окончив рассуждение, придти к умозаключению; окончив поиск, найти потерянное; окончив смену, получить результат рабочего дня; окончив отдых, восстановить силы.
Чтобы это осуществить, необходимо:

1. Видеть конечный результат задуманного. Еще перед тем, как что-то делать, организовывать, необходимо определить цель, которую надо достичь. «В начале всякого дела прежде обдумай его конец» (пословица). Именно конечный результат — итог и будет показателем полного окончания дела.

Так, проводя консультацию, человек окончит ее тогда, когда окажет помощь, когда обратившийся за ней получит ответы на свои вопросы.

Или, проводя подготовку к чему-либо, человек окончит ее тогда, когда она достигнет своей цели — когда будут созданы все необходимые условия для того, чтобы начать другой процесс. Иначе говоря, окончится подготовка к мероприятию — начнется само мероприятие.

2. Делить процесс, если он длительный и это необходимо, на этапы. Определить итог каждого этапа, наметить промежуточные результаты. Это поможет идти к конечному результату пошагово, позволит уверенно оканчивать каждый этап без сомнений в правильности своих действий. Например, при том же строительстве проходя все этапы работ, оканчивают каждый, ибо итог очередного этапа будет служить переходом к началу следующего.

3. При планировании любого дела, разговора, мероприятия и тому подобного рассчитать свои возможности, силы, ресурсы и распределить их так, чтобы хватило на весь период до окончания начатого. «Начиная дело, о конце помышляй!» (пословица). Предусмотреть то, что понадобится по ходу выполнения. Тогда не возникнет ситуации, когда из-за отсутствия чего-то важного невозможно будет окончить процесс. Так, врачи с уверенностью берутся за операцию и доводят ее до конца, потому что все подготовлено (сам оперируемый, специалисты, помещение, препараты, инструменты, оборудование и т.д.).

4. Прекращать процесс деятельности своевременно, когда уже можно подвести итог. Как следствие, не будет затягивания, ненужных действий, а будет ясно виден результат. Итог — показатель окончания.

Например, если вещь найдена, то дальнейшие поиски уже нелепы. Или, если целью беседы с человеком было оказание ему помощи в понимании конкретного вопроса, то при достижении этой цели продолжение беседы в этом направлении теряет смысл, пора оканчивать разговор на эту тему.

5. Ставить сроки окончания деятельности, мероприятия там, где это необходимо. Сроки — ориентиры, помогут организоваться и не откладывать окончание дела в долгий ящик. Например, если выступление человека рассчитано на один час, то он старается следовать этому регламенту, компонует свои действия так, чтобы уложиться в отведенный период и достичь итога своего выступления.

Возможно и досрочное окончание дел, но оно будет показателем хорошо организованной, интенсивной, слаженной работы лишь тогда, когда не повредит самому процессу, его участникам и даст планируемый результат.

Досрочное окончание будет уместно и в тех случаях, когда пропадает необходимость в дальнейшем совершении процесса, а именно, процесс не дает и, с большой долей вероятности, не даст нужного результата.

Например, прекращается, расторгается договор не только на основании выполненных условий договора, а также из-за невозможности их выполнить по разным причинам (недобросовестный партнер, форс-мажорные обстоятельства и др.).

Либо бывает, что ситуация в жизни людей меняется таким образом, что необходимость в совершении чего-нибудь отпадает, совершаемый процесс становится уже бессмысленным, целесообразно окончить его, остановиться на достигнутом. Так бывает при необходимости смены места жительства, срочного отъезда, а также в результате пересмотра, изменения своих взглядов и других причин. В таких обстоятельствах оканчивают совершаемые дела, потому что становятся актуальными другие действия.

Существуют процессы в жизни человека, которые должны окончиться в определенное время (например, взросление, созревание). Если для их окончания человек делает не все, что требуется, то оно откладывается. А окончание этих процессов имеет свою важность, так как оно переводит человека на другой этап развития. Придти к итогу поможет даже не установка сроков, а понимание значимости окончания этих процессов, видение того, что это даст человеку и окружающим его людям, насколько изменит его жизнь. Увидеть нужные действия, которые требуются для окончания процесса, можно, ориентируясь на его итог. Например итог взросления — самостоятельность. Следовательно, стремиться ее приобрести. Обдумать каким образом это сделать, что подкорректировать в своем поведении.

Негативные ситуации — болезни, состояния конфликта, вражды, войны между людьми тоже когда-то оканчиваются. Но имея свою разрушительную цель, они ведут к отрицательному исходу. Цель войны и военных действий — получить преимущества за счет притеснения других народов, захват территории, подчинение своему влиянию, уничтожение населения. Достигнув своей цели, война оканчивается — итог ее очевиден. Так же и болезненные процессы в организме могут длиться столько, пока не разрушат его, вплоть до смерти человека.

Но человек может положительно повлиять на окончание негативных ситуаций, подвести их к благополучному исходу. Если человек провоцирует возникновение этих ситуаций, вольно или невольно запускает эти процессы, то и способен прекратить их.

Так, остановить болезнь (прекратить ее течение) можно рядом определенных действий. В первую очередь устранением причины болезни, которая заключена в самом человеке, в его искаженных мнениях и ошибочных действиях, то есть осознанием своей неправоты и несовершением подобного впредь. Во вторую очередь — своим грамотным поведением при определенном заболевании, например, соблюдением режима дня, нагрузок, питания и, конечно, поддержанием хорошего настроения — катализатора выздоровления.

Окончить вражду, конфликт, ссору можно, только поняв их вредоносность и бессмысленность. Если пересмотреть то, из-за чего они возникли, изменить свои действия, характер отношений с людьми, то наступит понимание и мир.

Прекращение совершения процесса всегда дает итог. Он может быть разным. «У всякой песни свой конец» (пословица). Итог позволяет сделать выводы, взять во внимание на будущее то, что раньше упускалось, позволяет учесть значимые для подобных дел аспекты.

Так, окончив рабочий день, человек анализирует его: видит, где были простои, что было выполнено некачественно, что удалось сделать успешно. С учетом выводов планирует следующий рабочий день.
Или, по окончанию обучения у человека пройдены все контрольные рубежи, он получает документ государственного образца. Человек, проанализировав итог обучения, может сделать выводы о том, насколько добросовестно он занимался, сдавал экзамены и действительно ли он обучился выбранной специальности, не было ли все это формализмом и профанацией.

Таким образом, окончание любого процесса — это закономерное явление, которое имеет свой исход, тем самым давая возможность начаться другим процессам.

Что может помешать окончанию?

Азартность, чрезмерность. Увлекаясь процессом, человек не может его остановить, когда это необходимо. Он все продолжает и продолжает, делает уже лишнее, бессмысленное. «Всякое дело мера красит» (пословица).

Усложнение. Подходя к процессу выполнения с усложнением, человек «застревает» в нем — он постоянно находит какие-то детали, которые ему кажутся недоделанными, считает, что «еще не все», и тем самым оттягивает окончание.

Торопливость. Поспешив прекратить что-то раньше срока, можно посчитать, что уже все кончил. А результат какой? Остановить — не значит окончить.

Самоуправство. Если человек не соблюдает установленный порядок начала и окончания работ, а по собственному произволу останавливает процесс, потому что так решил, без объективных причин, то он срывает работу.

Непредусмотрительность. Не просмотрев наперед, что понадобится для того, чтобы довести намеченное до итога (например, какие нужны будут материалы, денежные средства), недооценив свои силы и возможности, человек рискует поставить дело в положение недоделанного, неоконченного.

Недобросовестность. Нерадивое выполнение дела, некачественное исполнение своих обязанностей не позволяет окончить его. Вроде что-то делалось, но итога так и нет. Например, учился кое-как и не смог окончить; беседу строил как получится, поэтому ни к чему не пришел, итога нет — договориться не получилось.

Корысть. Попустительство. Если человек не предотвращает совершение вреда, ему даже это (например, ссора, конфликт) выгодно, то и останавливать он это не будет.
И другие ошибки.

4. Ошибочное представление об окончании и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Прерывание процесса всегда дает его окончание».
«Прервать — значит всегда окончить».

Примечание. Прерывание может способствовать окончанию процесса и может временно останавливать его. Это зависит от того, есть ли необходимость в его продолжении. Например, прерывание разговора может окончить его, если необходимости в разговоре уже нет, а может дать временную остановку, после которой люди возвращаются к нему, чтобы достичь цели, ради которой разговор затевался.

Окончить процесс — значит остановить его тогда, когда будет виден итог, когда возникнет в этом необходимость.

«Работу можно окончить в любой момент, бросив ее».

Примечание. Брошенное на полдороге дело — не есть оконченное. Если человек не в состоянии продолжать работу по объективным причинам, он делает перерыв или старается по возможности довести работу до ближайшего результата, чтобы действительно окончить ее на сегодняшний день.

Окончить работу — значит довести ее до конечного результата или промежуточного, если происходит окончание рабочей смены или есть обстоятельства, требующие прекращения этой деятельности.

5.1. Что дает человеку окончание

• Возможность подвести итог, сделать выводы.

• Удовлетворение, легкость, радость от полученного результата.

• Возможность перейти к выполнению других дел.

• Если человек умеет оканчивать то, что начинал, то он приобретает опыт организованности. У него есть четкий порядок действий, самодисциплина, сосредоточенность, умение четко следовать плану, графику.

• Появляется опыт завершения дел, настойчивость и твердость.

5.2. Что дает окружающим людям умение человека оканчивать

• Слаженность при совместной работе, в частности, в ее окончании, завершении.

• Ясность действий человека. Если человек умеет оканчивать, значит, у него есть определенность, стремление достичь итога. Такое поведение понятно другим людям.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс