Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Расширенное толкование нравственных законов

Закон комплекса

 

Целое больше суммы своих частей.

Аристотель

 

1. Формулировка закона

Закон комплекса: наличие совокупности составляющих даёт целостность.

 

2. Положительное понимание, которое помогает формировать и применять комплекс

«Комплекс положительных качеств в своей сумме приносит больше пользы, чем каждое по отдельности».

«Комплекс достоинств формирует характер».

«Комплекс умений делает человека мастером своего дела».

«Предоставление комплекса услуг в одном месте повышает эффективность, экономит время и деньги».

«Комплекс мероприятий даёт наибольший эффект».

«Комплекс упражнений развивает и укрепляет всесторонне».

«Жилой комплекс учитывает все потребности жильцов».

«Комплексный подход к решению задач даёт наилучший результат», и др.

 

3. Механизм формирования комплекса

Комплекс (латинское Complex – связь, сочетание) – это система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение и отвечающего какой-либо определённой общей цели. Чтобы комплекс сформировался, должно быть наличие совокупности всех необходимых составляющих, достаточных для появления целостности.

Что нужно сделать, чтобы сформировать комплекс?

1. В начале должен быть интерес к комплексному подходу, желание расширить и охватить как можно больше сторон, входящих в данный процесс, дело, заинтересованность в эффективности. Необходимо понимание того, что совокупность составляющих даёт больший результат, чем отдельная часть, увидеть пользу от этого.

Например, можно выполнять лишь одно упражнение для восстановления функций поврежденного органа (после травмы, ушиба, операции и т.п.) и получить небольшой результат (увеличение подвижности, гибкости и т.д.). А можно применить комплекс упражнений и за короткий срок полностью восстановить работоспособность органа.

2. Затем нужно приобрести знание, видение, понимание того, что должно входить в комплекс, из чего он должен состоять. Помогут кругозор, широта зрения, разносторонность, изучение данного вопроса, положительный опыт других людей.

Например, есть проблема взаимоотношений с разными людьми (в семье, на работе, в транспорте): трудно стало общаться, все вокруг раздражают, возникают частые конфликты. Можно проявить комплексный подход для выявления всех причин данной сложности, а не только увидеть явную причину, лежащую на поверхности. Понять, что их несколько:

— нарушение режима дня, проявляющееся хроническим недосыпанием, что повышает уровень раздражительности;

— перегрузка на работе, вызывающая беспокойство, тревогу, страх не справиться, не успеть к заданному сроку, что заставляет сильно нервничать и вызывает агрессивную реакцию на обычные «раздражители»;

— ошибочное мнение, что «все должны войти  в моё трудное положение и не доставать меня всякими глупостями»;

— отрицательный пример похожего поведения отца в детстве, который передался ребёнку в семье.

Определение комплекса всех причин даёт целостное понимание и видение всей картины происходящего,  даёт возможность более быстро и эффективно изменить ситуацию к лучшему.

Так же комплексное обучение не ограничивается только одной узкой темой, по которой ведется цикл лекций и практических занятий. Обязательно в программе обучения наличие тем, которые будут связаны с основной, смежных тем, расширяющих представление тех, кто обучается, и повышающих эффективность их подготовки.

3. Важно увидеть соединение составляющих, их объединение общим предназначением, целью. Они связаны общей задачей в совокупность, усиливают и помогают друг другу.

Например, интуиция – это защита тела от разрушения. Интуиция состоит из комплекса положительных качеств: воздержанность, внимательность, аккуратность, предусмотрительность, бдительность, наблюдательность, предвидение, рассудительность, проницательность, контроль и др. Интуиция выполняет в полной мере свою задачу, когда у человека есть все эти качества.

Или, комплексный обед состоит из нескольких блюд — первое, второе, салат,  напиток. Задача – удовлетворить потребность в еде. Стоимость всего обеда меньше, чем каждого блюда по отдельности.

4. Под словом «наличие» в условии закона комплекса подразумевается выполнение необходимого действия для приобретения всех составляющих в зависимости от характера комплекса. Если выявляется комплекс причин, то действием будет поиск, в комплексе услуг необходимое действие — это предоставление, оказание; в комплексе действий (мероприятий, упражнений) – это их подбор и выполнение, в комплексе качеств – приобретение; архитектурный комплекс сформируется, если будет строительство, производственный – если будет организация и т.д.

Например, чтобы получить комплекс качеств, формирующих мастерство в укладке кафельной плитки, необходимо в течение определённого времени прилагать усилия по выполнению конкретных действий — нарабатывать навыки в этом роде деятельности, корректировать ошибки, постоянно совершенствоваться, приобретать необходимый дополнительный опыт.

Или, невозможно назвать человека профессионалом (водителем, врачом, учителем и т.п.), если он не владеет всем комплексом необходимых для реализации данной профессии умений и навыков.

Таким образом, когда есть в наличии все составляющие совокупности (комплекс), то это ведёт к целостности.

 

Что мешает формировать и применять комплекс?

Лень. Нежелание прилагать усилия, чтобы приобрести (наработать, выполнить, предоставить) все составляющие целого (качества, работы, услуги, упражнения) никак не формирует комплекс.

Непоследовательность. Несоблюдение порядка, этапов процесса ведёт к нарушению целостности, разрушению комплекса.

Самодостаточность. Комплекса не будет, если принято решение, что он не нужен, потому что будет достаточно сделать что-то одно («и так всё хорошо»).

Идеализация. Преувеличение значимости отдельных составляющих комплекса и недостаточное внимание к другим составляющим ведет к их потере и разрушению комплекса.

Жадность. Стремление «получить всё и сразу» в случае неудачи или возникновения трудностей ведёт к быстрой потере интереса и отказе от осуществления задуманного. Человек должен помнить, что комплекс нужно формировать, а не штурмовать.

Пренебрежение. Если человек считает неважными некоторые составляющие комплекса, то он не может достичь целостности.

Дилетантство. Недостаточное понимание сути комплекса, поверхностные знания о его составляющих влияет на готовность его формировать.

Могут быть и другие ошибки.

 

4. Ошибочное представление о комплексе и положительное понимание термина

 

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Комплекс может включать в себя и хорошее, и плохое».

Примечание. Хорошее скрепляет связь составляющих, а плохое — разрушает.

Комплекс включает в себя составляющие, которые дают целостность (гармонию, единую связь, общую направленность и т.п.).

«Комплекс — это соединение нужного и ненужного».

«В комплексе часто предлагается то, что не нужно человеку».

Примечание.   Если что-то навязывают, то это не комплекс.

Комплекс – совокупность составляющих, объединённых вместе,  имеющих общее предназначение, отвечающих общей цели. Составляющие комплекса «работают» друг на друга.

«Комплекс относится только  к сфере предоставления каких-то услуг».

Комплексом может быть совокупность качеств, решений, умений, причин, упражнений, действий, организаций, органов и др.

«Комплекс – это совокупность частей, которые по отдельности не имеют смысла».

Комплекс – это совокупность частей, образующих целостность, которые имеют смысл как вместе, так и по отдельности.

Например, отдельные качества могут быть началом или этапами движения ко всей совокупности качеств. Так, воля состоит из желания, решения и исполнения. Чтобы бросить курить, нужна воля. Уже хорошо, когда сначала у человека появляется желание отказаться от вредной привычки, потом он принимает решение, затем исполняет его. Конечный результат зависит от всего комплекса качеств, но он может появиться не сразу, а последовательно и постепенно.

«В комплексе теряется индивидуальность его составляющих, всё становится одинаковым».

Комплекс – это совокупность составляющих (качеств, умений и др.), которые сохраняют свою неповторимость и своеобразие.

 

5.1. Что дает человеку комплекс

  • Цельность личности, твёрдость характера, разносторонность, силу и широту проявлений положительных качеств в совокупности (воля, интуиция, мудрость и т.д.).

  • Быструю адаптацию в новом коллективе.

  • Достижение цели за более короткое время.

  • Повышение эффективности в использовании, применении чего-либо.

  • Объединение составляющих в единое целое для достижения цели (целей).

  • Создание нового на основе разрозненных частей.

  • Удовлетворение разумных потребностей.

 

5.2. Что дает окружающим людям применение человеком комплекса

  • Экономию времени и денег.

  • Комплекс оказываемых услуг даёт удобство и привлекательность.

  • Совокупность положительных качеств человека ведёт к оказанию эффективной и полноценной помощи другим.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс