Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Способы работы над собой
  • Расширенное толкование нравственных законов 1
  • Расширенное толкование нравственных законов 2
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Расширенное толкование нравственных законов 3
  • Расширенное толкование нравственных законов 4
  • Расширенное толкование нравственных законов 5

Закон аспекта

Порой люди ошибаются в анализе события,

потому что ограничиваются единственной точкой зрения,

которая кажется очевидной.

Бернар Вербер

1. Формулировка закона

Закон аспекта: рассматривание объекта с одной из сторон, с определенной точки зрения дает представление.

2. Положительное понимание, которое помогает видеть аспекты

«Каждая точка зрения об объекте расширяет представление о нем».

«Разные точки зрения только дополняют общую картину» (Энн Маккефри).

«Полезно посмотреть на вещи с другой стороны, можно увидеть много нового».

«Если увидеть ключевой аспект проблемы, можно найти путь её решения».

«Важно не столько, что с нами происходит, сколько то, с какой точки зрения мы на это смотрим» (неизвестный автор), и др.

3. Механизм формирования умения видеть аспекты

Аспект – одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определенной точки зрения, одна из сторон предмета, явления, проблемы.

Например, один из аспектов объекта «тетрадь» – ее функциональное назначение, возможность делать в ней записи, другой аспект – ее внешний вид, третий – материал, из которого она изготовлена и т.д.

Или, жизненные аспекты включают в себя такие понятия, как семья, обучение, работа, досуг, друзья, развитие, взаимоотношения, здоровье и т.д.

Например, при приёме на работу на человека смотрят только с точки зрения его пригодности к данному виду работы, ведь именно этот аспект актуален для данной конкретной цели.

Также аспект – это точка зрения, определенное понимание объекта. Например, оптимист и пессимист смотрят на жизнь с разных точек зрения, и человек сам выбирает, какой аспект будет для него актуальным. «Двое смотрят вниз. Один видит лужу, другой звёзды» (А. П. Довженко). «Некоторые люди видят тину на дне пруда, а другие цветок лотоса на его поверхности – всё зависит от точки зрения» (Далай-лама XIV).

Аспект может быть ключевым, материальным, моральным, психологическим, правовым, медицинским, культурным, научным, международным, эстетическим, интеллектуальным, техническим, юридическим, философским, физиологическим, личностным и т.д.

Часто люди встречаются с ситуацией, когда при решении проблемы им нужно посмотреть на неё с другой стороны, с другой точки зрения. «Иногда, чтобы увидеть скрытую истину, нужно просто поменять угол зрения» (Д. Браун). Здесь необходимы гибкость во взглядах и умение определить, какой ключевой аспект необходимо рассмотреть, чтобы решить задачу.

Иногда какое-то представление об объекте уже существует, но этого недостаточно и требуется дополнительное рассмотрение с другой позиции для широты понимания и решения стоящей задачи. Например, коллектив долго бился над решением одной проблемы. Когда один из коллег посмотрел на предмет решаемой задачи в другом аспекте, произошло понимание сути, и задача была решена.

В каком аспекте, или с какой точки зрения будет рассмотрен объект, таким и будет представление о нем. Рассматривать объект с одной из сторон – значит исследовать, изучить его именно с выбранной позиции.

Так, например, рассматривая здание, его фасад с точки зрения стиля архитектуры можно сделать заключение о периоде его строительства. Здание можно рассмотреть и в других аспектах: как объект культурной ценности, с точки зрения жилого фонда, финансовых вложений, как способ привлечения туристов и т.д.

Чтобы научиться видеть аспекты, необходимо видеть стороны объекта (предмета, темы, вопроса, процесса, ситуации) и уметь рассматривать каждую из них. У разных вопросов аспекты могут быть неодинаковые, то есть стороны будут свои.

К примеру, если человек захотел приобрести фортепиано, он для принятия решения рассматривает этот вопрос со следующих сторон: необходимость инструмента, наличие денежных средств, наличие места в квартире. Изучив ключевые аспекты, человек делает вывод – нужно делать такую покупку или нет.

Если задуматься об изменении климата на Земле, то эту тему можно рассмотреть тоже с разных сторон. С точки зрения экологии изменение климата – результат хозяйственной деятельности человечества. С точки зрения аграрной экономики изменение климата – это фактор, влияющий на производство продовольствия (привычные условия для выращивания сельхозпродукции сильно меняются, возникает проблема получить урожай). С биологической точки зрения изменение климата – фактор, меняющий жизнь организмов, населяющих планету (смещаются сроки цветения растений, сроки появления насекомых, сроки миграции птиц, рыб, млекопитающих; меняется их численность и распространение). Если поразмышлять над каждым аспектом этой проблемы, то можно увидеть ее огромный масштаб. Как в целом по проблеме глобального потепления, так и по каждому ее аспекту в отдельности можно прочесть ряд лекций, написать несколько статей, книг, снять серию фильмов, что, в общем-то, и делается. Рассмотрение аспектов любой (не только этой) проблемы открывает людям глаза, делает явным то, что не виделось или не хотелось видеть.

На все можно посмотреть с разных точек зрения, например, с точки зрения науки, философии, экологии, закона, производства, потребления, обеспечения, личного предпочтения, эстетичности, актуальности, значимости, статистики, возможностей и т.п. Рассмотрение любой темы (ситуации, проблемы) с разных позиций позволяет не только расширить представление о ней, приобрести объемное видение происходящего, но и сделать определенные выводы, позволяет с разных сторон охарактеризовать ее.

Так, потерю человеком ключей от дома можно рассмотреть как факт его рассеянности; как урок, который человек должен усвоить; как необходимость решить вопрос: каким образом попасть в квартиру (если человек живет один); как возможность смены замка на новый, более надежный и удобный; как материальный ущерб (оплата специалистов аварийной службы открывания замков или взламывание двери, если по-другому решить невозможно); как возможность взаимодействия с людьми (обращение за помощью); как возможность приобретения опыта решения подобных ситуаций и т.д.

Чтобы видеть разные стороны чего-либо, необходима гибкость мышления (умение переключаться с одной мысли или позиции на другую). Благодаря этой способности человек не застревает на чем-то одном, а легко переходит к другой стороне вопроса.

Имея разносторонние знания, человек не затрудняется увидеть разные аспекты любой темы. Они выявляются естественным образом благодаря широте кругозора. Если человек хорошо ориентируется в разных вопросах, то для него не составляет большого труда привлечь необходимую информацию для рассмотрения темы или объекта.

Всегда важен интерес к поставленному вопросу и поиск недостающей информации. Они открывают человеку то, что он не мог видеть раньше – новые стороны, новые аспекты. Если человеку не интересен вопрос, то тема так и останется для него непонятной, темной, однобокой, и ответ на вопрос человек вряд ли увидит.

Общение с разными людьми также дает возможность человеку посмотреть на тот или иной объект с разных точек зрения. Знакомясь с мнением других людей, человек узнает много интересной информации, что расширяет его познания и помогает увидеть свежие аспекты, которые могут быть рассмотрены с пользой для дела.

Так, например, родители, стоящие перед выбором: в каком возрасте отдавать ребенка в школу – в шесть лет или в семь, пообщавшись с другими родителями, врачом, педагогом школы, обнаруживают новые аспекты, которые они ранее не учитывали. Помимо умений ребенка читать и писать родители уже обращают внимание на уровень его самостоятельности (например, насколько он будет способен обслужить себя, ведь школа – это не детский сад, сможет ли справиться с новыми заданиями без посторонней помощи и т.п.), рассматривают его психофизиологическую готовность (есть ли желание у ребенка идти в школу, насколько он способен управлять своим поведением, есть ли выносливость к нагрузкам, работоспособность, развита ли общая и мелкая моторика и т.д.). И только после размышлений и анализа принимают решение о том, пора садить ребенка за парту или нужно дождаться школьной зрелости.

Или, в некоторых организациях для решения важных вопросов практикуется так называемый мозговой штурм. Группа работников собирается вместе и каждый высказывает свое мнение (предлагает выход, вариант решение проблемы). Как правило, в результате такого общения собирается информация, которая дает исчерпывающее, широкое представление об обсуждаемом вопросе. Выслушивая коллег, каждый человек начинает видеть новые аспекты, о которых, возможно, не знал или не брал их во внимание.

Чем больше аспектов человек увидит, выделит и рассмотрит, тем полнее будет у него информация, яснее будет понимание путей и способов решения задачи или выхода из проблемы, что в свою очередь поможет принять оптимальное решение на пользу себе и другим.

Рассмотрение лишь с одной выбранной позиции даст представление об объекте в рамках только этой точки зрения. Решая любой вопрос, здравомыслящий человек старается проанализировать ситуацию с разных сторон, учитывает множество аспектов, чтобы решение было взвешенным — разумным.

«Высшая из добродетелей — это есть дар рассуждения, то есть всё рассматривать по совести и разуму. Вот эти две линии, когда они вместе пересекаются, дают ту искомую точку зрения, которая нам нужна» (А. И. Осипов).

Что мешает видеть аспекты?

Предвзятость, стереотипность, косность. Стойкая ориентация на сложившиеся мнения не дает человеку посмотреть на ситуацию с другой стороны. Когда человек закостенел в своих взглядах и не может рассмотреть явление с другой, отличной точки зрения, он скован в мышлении. Например, человек всю жизнь может считать дождливые или морозные дни плохими, увидеть в них положительное у него не получается.

Лень. Когда человеку неохота думать и мыслить, то он и не будет видеть аспекты, так как ему это не надо.

Прихоть, упрямство. Человек, желающий видеть только то, что он хочет, не может рассмотреть другие существующие точки зрения, чем и вредит себе, как упрямый Фома.

Податливость, зависимость от чужого мнения. Тот, кто легко поддается влиянию, ограничен в видении аспектов, так как всецело доверяется чужому мнению.

Поверхностность. Неглубокий взгляд человека на ситуацию или объект мешает ему увидеть их с новых позиций. Например, нахождение дома по причине болезни человек воспринимает только как ограничение его деятельности и более никак.

Растерянность, распыленность. Если человек не знает, под каким углом посмотреть на ситуацию, он хватается за всё и не может рассмотреть нужные стороны вопроса.

Невнимательность, поспешность. Отсутствие необходимого внимания к деталям, торопливость не дают рассмотреть все аспекты дела. В итоге – неправильные выводы.

Возможны и другие причины.

4. Ошибочное представление об аспекте и положительное понимание термина

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Аспект – это сугубо научное понятие, которым люди совершенно не пользуются в повседневной жизни».

Аспект – это точка зрения, взгляд на что-либо.

Зачастую не обозначая термином, люди, по сути, каждый день рассматривают аспекты – анализируют с разных сторон и точек зрения, возникающие текущие вопросы, проблемы, ситуации.

«Аспект – это всегда главная сторона вопроса, которая является ключевой в принятии решения».

Аспект – это одна из сторон, точек зрения на что-либо.

Какой из множества аспектов будет ключевым (а может их будет несколько) зависит от конкретной ситуации и человека, который ее решает, или от самого объекта и обстоятельств, в связи с которыми он рассматривается.

5.1. Что даёт человеку умение видеть аспекты

  • Возможность иметь полноту информации по тому или иному вопросу.
  • Возможность приводить убедительные доводы в пользу своего мнения вследствие довольно полного представления об обсуждаемой теме.
  • Возможность увидеть оригинальное, нестандартное решение.
  • Более объективное, разностороннее видение и понимание происходящего.
  • Достижение глубокого понимания проблемы, задачи.

  • Уверенность в том, что учтены все детали.
  • Готовность принять взвешенное решение благодаря более полному представлению о ситуации.

  • В результате рассмотрения аспектов человек расширяет кругозор, повышает свою компетентность.

  • Обретаются такие полезные навыки, как внимательность, наблюдательность, навыки исследования, изучения, синтеза и анализа.

5.2. Что дает окружающим людям умение человека видеть аспекты

  • Возможность получить помощь в сложных обстоятельствах, так как человек может поделиться свежим взглядом на ситуацию.
  • Возможность научиться рассматривать ситуации с разных точек зрения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс