Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

Я подарю тебе свои таланты

«С кем поведешься,

от того и наберешься».

(мудрость народная)

 

Сидят за партой два студента. Один говорит: «Вот стал бы я таким же общительным, как ты. Раз – и за день со всей группой познакомился. А я стесняюсь даже с соседом по комнате заговорить».

В другой семье дома сетуют: «Мама — программист, папа – изобретатель, а сын -двоечник. Как бы ему ума прибавить? Бабушка говорит, что ум не купишь».

А можно ли свои способности взять да и подарить? Чтобы поделиться с теми, кому не хватает.

С древних времен замечено: если общаться с более развитым, развиваешься сам. Когда не было школ, то люди, желающие повысить свой уровень в каком-то вопросе, искали мудреца, учителя. Но за счет чего происходило развитие одного человека при общении с другим, более продвинутым в чем-либо?

Для этого нужно понять, как живые существа учатся вообще. Как у человека формируются умения.

Рене Декарт, родившийся в 1596 году, предположил, что в мозгу живут «духи», которые путешествуют по тоннелям, и чем чаще они проходят одной и той же дорогой, тем более проходимой для них она становится – человек приобретает навык.

Декарт по сути предугадал знание о нейронных структурах, которые были открыты через триста лет после него. Всё, что человек знает и умеет, имеет материальное отражение – в нейронных структурах мозга. По ним действительно бегают «духи» — электрические искорки. Чтобы обучиться чему-то, организм создаёт в мозге новую нейронную структуру, поэтому первый шаг бывает трудным. Ведь мозгу нужно выделить подходящие нейроны, отключить их от старых синапсов и подсоединить в другом порядке для решения новой задачи. Время формирования нового узла – 20-40 минут. Предполагаем, что цифра может меняться в зависимости от вложения сил и интереса. Таким образом, все вещи, которые мы воспринимаем и пытаемся делать, имеют вполне конкретную нейронную картинку-схему в голове.

Вернемся к развитому человеку. Он, находясь рядом с нами, делится своими представлениями, пониманием вещей. Его убеждения отражены в определённой нейронной схеме у него в голове. Он нас учит словами, примером поведения. Мы пытаемся понять его мысли, способ действия … и при этом происходит удивительная вещь: в нашем мозге формируется не что иное, как аналогичная нейронная структура, подобная такой, как у него. Благодаря замечательной природной способности мозга создавать новые узлы мы начинаем мыслить так же, как этот человек. Этот процесс так и называется «усваивать» – буквально, «сделать своим». Механизм копирования заложен в живых существах уже миллионы лет, он помогал быстрее перенимать опыт родителей и стать способными к выживанию.

Теперь новое понимание стало нашим, и всё, что нам осталось – это закрепить его. Но как? Неужели достаточно просто периодически сидеть и слушать правильные вещи? Чтобы искры почаще пробегали по новой усвоенной схеме и протаптывали дорожки, нужно пользоваться ей, принимая решения. Хорошо, если есть возможность жить и трудиться рядом с теми, кто идет в чем-то впереди нас, закрепляя рядом с ними свои новые умения.

«Но почему же тогда, — спросят воспитатели и учителя, — некоторые дети не усваивают прекрасно объяснённый материал?» Причина — неготовность мозга, которая проявляется, как отсутствие интереса. Когда становится активной область нейронов, которая будет работать по усвоению, человек чувствует интерес. Как его создать – это отдельная история, но без него усвоения не происходит.

Не только от человека к человеку подобным образом передается положительный опыт. Может быть, именно поэтому некоторым помогает зоотерапия – общение с кошкой, дельфином, лошадью и т.д. Парадокс, но лошадь действительно лечит парализованного ребенка. При общении он включается в систему её движений, некоторое время живет в одной системе с ней. По закону копирования оживают замершие нейронные структуры его мозга и формируются новые. Некоторым больным помогало даже то, что они просто гладили животное или смотрели на него.

Дети развиваются лучше, если живут рядом с живой природой или общаются с домашним животным. И это не только потому, что они заботятся. Представители мира природы, являясь более развитыми существами по сравнению с человеком в плане способностей, при общении передают свои свойства. Средством передачи способностей является не только зрительный контакт, но в основном сам образ жизни животного. Его особенная жизнь проистекает рядом с нами, мы оказываемся с ним как бы в одной лодке, в одной системе. Многие родители замечали, как меняется недобрый замкнутый ребенок, общаясь с морской свинкой, хомяком. Другой ребенок надолго бросил телефонную зависимость, когда у кошки родились котята. Те, кто много занимается с растениями, описывают случаи мысленного общения с ними, не исключено, что люди перенимают эту способность у растений описанным выше способом, пытаясь понять их.

Животные в свою очередь, живя с человеком, перенимают его поведение. Коты разговаривают словами, открывают краны, включают компьютеры, попугаи собирают вещи в сумку хозяину и т.д.

Из примеров общения с более развитым существом (человеком, животным) мы видим, что обмен опытом происходит при условии интереса, доброжелательности, согласия на сотрудничество. Поэтому, к счастью, не от всех окружающих человек набирается всего подряд. Друзей мы выбираем себе сами, да и у них берем в основном то, что понравилось, с чем согласились.

Значит, подарить способности очень даже можно. А вот интересно, какие подарочки мы преподносим тем, кто рядом с нами? Что с нас можно скопировать – дурную привычку или доброе умение? Оказывается, это совсем не всё равно, какими мы являем себя миру.

P.S. К сожалению, тот же самый механизм перенимания и копирования работает и при научении плохому. Надо смотреть, с кем повёлся.

(Источник: https://formusical.ru/rubriki/chto-proiskhodit-v-mozge-kogda-chelovek-uchitsya/)

Устюжанина Анна