Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

РТЗ — расширенное толкование закона

 

Рекомендации по написанию

расширенного толкования нравственных законов (РТЗ)

 

Цель расширенного толкования законов:

  • дать более широкое представление о законах (о качествах характера, понятиях);

  • повысить значимость применения законов в жизни человека (для чего необходимо формировать у себя положительные качества, жить в положительных процессах);

  • описать шаги, действия, благодаря которым можно сформировать и развить у себя положительные качества, научиться пользоваться положительными понятиями.

 

Порядок работы по написанию РТЗ.


  1. Изучаем понятие (слово), которое будет толковаться. Например, при толковании закона нравственности мы размышляем над тем, что такое нравственность, кого мы называем нравственным, какие примеры нравственного поведения нам известны и т.п. В этом может помочь сравнение с противоположным понятием — безнравственностью.Если слово обозначает качество человека (например, проницательность, жизнелюбие, смелость, усидчивость, благородство и т.д.), рассмотреть, как проявляется это качество в разнообразных ситуациях (например, смелость в общении, в освоении новых дел, в сложных обстоятельствах, при принятии решений и т.д.), проанализировать разные примеры из жизни (как человек себя ведет, что делает). Увидеть признаки, по которым можно понять, что человек проявляет именно это качество, а не другое похожее. Найденные признаки помогут различить выбранное слово от близких по смыслу, схожих, с которыми можно спутать.Если слово обозначает действие или процесс (например, исправление, налаживание, сохранение, абстрагирование и т.д.), рассмотреть, где в жизни человек применяет это действие (в разных сферах, ситуациях), по отношению к чему или к кому (например, можно сохранить отношения, имущество, продукты, ясность ума, ответ, здоровье, документ, образ, жизнь и т.д.). Такое рассмотрение даст широту видения. Проанализировать, каким образом человек совершает это действие (или процесс), в чем оно заключается — из чего складывается действие. Найти признаки, по которым можно четко отличить выполнение данного действия от похожих на него, близких.Остальные понятия (слова), которые не относятся к вышеназванным категориям (например такие, как время, граница, мораль, гипотеза, ассортимент, потенциал и т.п.) рассмотреть в связи с чем они используются, в каких ситуациях эти слова употребляются (например, граница между странами, участками, между словами, границы внутренних органов организма, границы в общении, границы поведения и т.п.). Рассмотреть, как их могут характеризовать (например, гипотеза правдоподобная, смелая, научная, предварительная, обоснованная, вероятная, рабочая, стройная и т.д.; границы допустимые, нечеткие, открытые, морские, воздушные, государственные, астрономические, социальные, хронологические, возрастные, видимые и т.д.). Проанализировать, каким образом формируется, как появляется то, что обозначают данные понятия (например, откуда берется, из чего складывается ассортимент), какое участие принимает в этом человек, как связано данное понятие с жизнью человека.

  2. Пишем краткую характеристику человека, обладающего положительным качеством или умением выполнять положительные действия, находиться в положительном состоянии. Характеристика включает в себя критерии (признаки), по которым можно с легкостью узнать такого человека. Содержание характеристики будет раскрываться в механизме (п. 3 РТЗ).

  Пример характеристики человека, обладающего верностью

Верный человек определил для себя разумную линию поведения и придерживается её во всех делах. Это человек надёжный: обязанности берет на себя такие и столько, что выполняет их все, никого не подводит. Искренне предан своему делу.

Пример характеристики человека, который умеет завершать начатое.

Человек, который умеет завершать начатое — это тот, кто осознает важность доведения дела до конца, а поэтому  постоянно и планомерно прилагает усилия, чтобы довести его до конечного результата.

  1. Приступаем к написанию толкования закона.

Материал РТЗ имеет следующую форму написания:

Закон подготовки

эпиграф

  1. Формулировка закона

  1. Положительное понимание, которое помогает осуществлять подготовку

  1. Механизм подготовки

  1. Ошибочное представление о подготовке и положительное понимание термина

 

Ошибочное представление

Положительное понимание

  
  
  
  1. Что дает человеку умение завершать начатое.

    Что дает окружающим людям умение человека завершать начатое

Рассмотрим подробнее написание пунктов материала (на примере закона подготовки и других законов):

В пункте первом «Формулировка закона» записываем формулировку из сборника законов.

Закон подготовки: проведение предварительных мероприятий создаёт условия для исполнения задуманного.

Во втором пункте «Положительное понимание, которое помогает осуществлять подготовку (или быть смелым, использовать повторение и т.д.)» пишем мысли, аргументы (собственное понимание, афоризмы, пословицы,), которые показывают важность, нужность формирования этого умения, качества или применения этого понятия. Если человек совершает ошибку, значит, им что-то движет (мотив — ошибочное мнение). Так же и в случае проявления положительного качества или совершения положительного действия человеком тоже что-то движет (это положительное понимание, почему необходимо так делать, проявлять себя, положительное понимание пользы этого). Это положительные мнения, мысли, которые служат стимулом, мотивом, помогают осуществлять конкретное положительное действие или проявлять конкретное положительное качество.

Как правильно формулировать наименование второго пункта?

Если для расширенного толкования берем качество человека (например, смелость, ответственность, щедрость), то название второго пункта будет следующим:

«Положительное понимание, которое помогает быть смелым (ответственным, щедрым)» или «Положительное понимание, которое помогает  проявлять смелость (ответственность, щедрость).

Если описываем действие, процесс (например, подбор, апробация, подтверждение, адаптация, ожидание), то возможны следующие варианты наименования второго пункта:

«Положительное понимание, которое помогает осуществлять подбор«,

«Положительное понимание, которое помогает проводить апробацию«,

«Положительное понимание, которое помогает получать подтверждение«,

«Положительное понимание, которое помогает адаптироваться«,

«Положительное понимание, которое помогает ожидать«.

Формулирование названия пункта будет зависеть от смысла слова, выбранного для толкования.

Для остальных слов, которые не обозначают качества, действия, процессы, при наименовании второго пункта необходимо так же опираться на смысл этих слов. Например, выбрали слово «лимит» (или «комплекс», или «метафора»). Задаем вопрос: «Каким образом человек использует данное понятие в своей жизни?» Например, лимит человек устанавливает, выбирает, придерживается его и т.д. Комплекс человек создает, формирует, расширяет, пользуется им и т.д. Метафоры — находит, понимает, использует, применяет и т.д. Чтобы при наименовании второго пункта задать человеку верное направление (к чему ему стремиться в связи с этим понятием, чему будет актуально научиться), ставим вопрос: «Чему важно научиться человеку в отношении данного понятия (лимита, комплекса, метафоры и т.д.)?». Записываем наименование пункта:

«Положительное понимание, которое помогает устанавливать лимит и придерживаться его»,

«Положительное понимание, которое помогает создавать и использовать комплекс» или «Положительное понимание, которое помогает формировать и применять комплекс»,

«Положительное понимание, которое помогает применять метафоры«.

Как формулировать положительное понимание (мысли, мнения)?

Чтобы не писались однотипные формулировки, например, начинающиеся с одного и того же слова, которые скучны в восприятии, их необходимо разнообразить. Например, возможны следующие варианты со словом «аккуратность»:

«Аккуратность помогает …»,

«Когда человек аккуратен, то …»,

«Если выполнять работу аккуратно, то…»,

«Благодаря аккуратности …»,

«С аккуратным человеком …»,

«Без аккуратности сложно ….»,

«Если нет аккуратности, то …»,

«Становясь аккуратным, …» и т.д.

Не обязательно слово «аккуратность» писать только в начале фразы. Например: «Если работа сделана аккуратно, ее не нужно переделывать» и «Работу не нужно переделывать, если она сделана аккуратно«. Или, «Благодаря аккуратности любая работа выполняется качественно» и «Любая работа выполняется качественно благодаря аккуратности«. От перестановки слов в данном случае смысл положительного понимания не изменился.

Важно, что данными фразами повышается значимость аккуратности. Следовательно, человек будет стремиться приобретать  и проявлять данное качество.

При подборе пословиц, афоризмов, формулировании собственных мыслей важна суть, а не обязательное наличие слова, выбранного для толкования. Иногда в высказывании содержится нужное слово, а смысл (суть) высказывания не подходит — в афоризме говорится совсем о другом. Или наоборот, например, в высказывании Овидия «Или не берись, или доводи до конца» нет слова «завершенность», но смысл о том, что нужно завершать дела.

Приводимые высказывания должны содержать только положительную информацию. Если в афоризме, пословице наряду  с правильным присутствует ошибочное мнение, такой афоризм или пословицу не используем.

Примеры написания второго пункта:

 

Положительное понимание, которое помогает быть смелым

«Смелость расширяет границы наших возможностей».

«Кто смел в поступках, того уважают и ценят».

«Если смело берешься за дело, то уверенно идешь до конца».

«Смелость города берет» (А. Суворов).

«Смелым помогает судьба» (Теренций Публий).

«Смелость — начало победы» (Плутарх), и др.

Положительное понимание, которое помогает завершать начатое

«Или не берись, или доводи до конца» (Овидий).

«Любые дела, которое мы начинаем, нуждаются в определённых результатах, иначе эти дела бессмысленны».

«Успех сопутствует тем, кто сразу приступает к свершению… дел, … вплоть до победного конца» (Брайан Трейси).

«О деле суди по исходу» (Овидий).

«Если осталось еще что-нибудь доделать, считай, что ничто не сделано» (Лукан).

«Приятны завершенные труды» (Гомер).

«Завершив дело, человек обретает уверенность в своих силах».

«Кончил дело — гуляй смело» (пословица), и др.

 

Положительное понимание, которое помогает использовать повторение

«Без повторений нет глубины» (Г. Ландау).

«Иногда полезно повторить и старую истину, особенно, коли она так легко забывается» (В.Даль).

«Если большой объем информации повторять, то его легче запомнить».

«Повторение способствует появлению уверенности».

«Повторение  позволяет обучать других».

«Благодаря повторению полезного действия формируется навык».

«Часто повторяемое действие становится природным свойством» (Аристотель), и др.

 

Положительное понимание, которое помогает формировать и применять комплекс

«Комплекс положительных качеств в своей сумме приносит больше пользы, чем каждое по отдельности».

«Комплекс достоинств формирует характер».

«Комплекс умений делает человека мастером своего дела».

«Предоставление комплекса услуг в одном месте повышает эффективность, экономит время и деньги».

«Комплекс даёт наибольший эффект».

«Комплекс упражнений развивает и укрепляет всесторонне».

«Жилой комплекс учитывает все потребности жильцов».

«Комплексный подход к решению задач даёт наилучший результат», и др.

 

Положительное понимание, которое помогает применять метафоры

«Метафора даёт образное представление о событиях и явлениях» (например: «Пустых небес прозрачное стекло», «скатерть снегов», «море цветов» и т.д.).

«Метафорой легче выразить то, что трудно выразить другими словами — цвет, вес, размер, боль и т.п. (например, «как огнём горит»).

«Использование метафор помогает создать яркий образ без нагромождения слов» (например, «книга жизни», «сад души», «голос совести», «музыка звёзд», «нити событий» и т.д.).

«С помощью метафор воспитывается вкус к красоте родного языка».

«Метафоры помогают через сравнение с животными, птицами, насекомыми и т.д. раскрывать недостатки и хорошие свойства людей», и др.

 

В пункте третьем «Механизм формирования … (например, умения завершать начатое)» описываем шаги, действия, благодаря которым приобретаем умение завершать дела, т.е. те шаги, предпринимая которые, мы обязательно завершим начатое. В этом нам может помочь характеристика (ее писали в самом начале работы над толкованием). В характеристике указаны ключевые (основные) действия. Это не значит, что мы останавливаемся только на них. Если требуется внести дополнительную информацию, которая поможет человеку завершать дела и расширит представление об этом действии, процессе, то ее необходимо использовать в материале.  Описание шагов в механизме по необходимости подтверждаем примерами. Примеры пишем лаконичные, разноплановые (из разных областей, сфер жизни).

Как правильно формулировать название третьего пункта?

Если выбрано для толкования качество человека (например, самостоятельность, дружелюбие, верность), то названия третьего пункта будут следующими:

«Механизм формирования самостоятельности«,

«Механизм формирования дружелюбия«,

«Механизм формирования верности«.

Названием третьего пункта мы говорим о том, что в нем будет раскрываться информация о том, как у человека формируется указанное качество (или что нужно делать, чтобы его сформировать).

Если выбрано действие (процесс) — например, дарение, презентация, видоизменение, ожидание, то названия могут быть такими:

«Механизм дарения» или «Механизм формирования умения дарить«,

«Механизм презентации«,

«Механизм видоизменения«,

«Механизм ожидания» или «Механизм формирования умения ожидать«.

В случае со словом «презентация» более предпочтителен вариант «Механизм презентации» (название лаконичное, суть и точность не теряется) в отличие от длинного — «Механизм формирования умения проводить презентацию». В случае со словом «видоизменение» уместен вариант «Механизм видоизменения». Почему? Если напишем: «Механизм формирования умения видоизменять», тогда сузим понятие — придется писать о том, как человек видоизменяет что-либо, а видоизменяться может и сам человек.

Чтобы правильно сформулировать название третьего пункта для остальных понятий (слов), не относящихся к вышеназванным категориям, опираемся на смысл слов. Чаще всего названия пункта будут формулироваться так же, как со словами, обозначающими качества человека. Например:

«Механизм формирования позитива«,

«Механизм формирования комплекса«,

«Механизм формирования запаса«

«Механизм формирования цели» и т.д.

 Как понять, в чем механизм выбранного понятия? Как его правильно написать? Например, в чем механизм благодарности, механизм подготовки, механизм предупреждения, механизм методики?

Механизм в краткой форме заложен в формулировке закона!!!

Читаем формулировку закона благодарности: выражение одобрения за оказанное участие приводит к признательности. Значит, в третьем пункте «Механизм формирования благодарности» (или «Механизм формирования умения быть благодарным») будем раскрывать информацию о том, как стать благодарным — как приобрести это качество, то есть будем писать как выражать свое одобрение за оказанное нам участие. Пишем, каким образом можно это делать, в какой форме, в каких случаях, при каких обстоятельствах, почему это важно, какие черты характера нужно проявить, чтобы стать благодарным (суметь выразить одобрение за услуги) и т.д.

Читаем формулировку закона подготовки: проведение предварительных мероприятий создаёт условия для исполнения задуманного. В «Механизме подготовки» пишем о том, как проводить подготовку — как научиться осуществлять этот процесс, то есть как проводить предварительные мероприятия, в чем они заключаются, по поводу чего они затеваются, для каких дел (в каких ситуациях) они нужны, что для этого нужно делать, почему так важны, в чем их смысл, какие предварительные мероприятия бывают (формы, виды подготовки), без чего подготовка невозможна и т.п. Показываем, что будет в итоге, если все выполним: «Если человек успешно проведет предварительные мероприятия, то таким образом создаст условия для качественного выполнения задуманного дела, и у него появится готовность исполнить намеченное».

Формулировка закона предупреждения: информирование о предстоящем событии ведет к готовности. В «Механизме предупреждения» пишем о том, как научиться предупреждать — как научиться этому действию, то есть научиться информировать о предстоящем событии. Пишем, в какой форме это делается, каким образом — какие действия надо делать, когда и в каких случаях, при каких обстоятельствах, почему это важно, какие виды предупреждения бывают, что каждый вид дает, их эффективность и т.д. Показываем, что будет в итоге, если человек проинформирует о предстоящем событии, к какому результату приведет (смотрим в формулировке закона) — приведет к готовности людей к этим событиям.

Формулировка закона методики: алгоритм выполнения действий дает ясность. В «Механизме формирования и применения методики» раскрываем, что есть методика — то есть в чем заключается алгоритм выполнения любого действия, из чего алгоритм состоит, как создать методику (написать или построить алгоритм действий), что для этого нужно делать, какие качества человека помогут в этом, какие бывают методики, для чего используются, в каких ситуациях, что они дают, как ими правильно пользоваться, применять их и т.п. Показываем, что будет в итоге, если есть алгоритм выполнения действий, при этом он составлен грамотно. Он даст ясность для тех, кто будет его применять.

Для построения текста механизма, чтобы была стройность в изложении информации, делим текст на части: вступление, основная часть, заключение. В начале механизма, во вступлении, даем представление о выбранном понятии, сфере его применения, излагаем информацию о его важности в жизни и другую информацию, расширяющую понимание по выбранной теме (если есть необходимость).

В основной части механизма (желательно в виде пунктов) описываем шаги, действия, которые нужно делать, чтобы сформировать у себя положительное качество, научиться выполнять положительное действие или применять положительное понятие. Не забываем писать примеры, подтверждающие изложенное в каждом пункте.

В заключительной части подводим итог — показываем, какой результат дает выполнение всех перечисленных выше действий, шагов (результат заложен в формулировке закона).  Показать результат шагов можно в каждом пункте в основной части, а в заключительной — сделать общий вывод.

Приветствуется в описании механизма использование уместных пословиц, поговорок, афоризмов, цитат, которые сделают работу яркой, интересной, позволят шире посмотреть на предмет описания, понять его глубину. Обязательно указывать автора высказывания, источник.

В конце механизма есть подраздел «Ошибки, мешающие … (например, проявлять смелость)». Варианты написания названия подраздела: «Что мешает быть смелым», «Какие недостатки могут помешать смелости?» и другие.  В этой части пишем ошибки, которые мешают проявлять положительное качество, действие и т.п. Даем краткое описание ошибки и показываем, как она мешает смелости (или завершению дел, применению метафор и т.д.) — как из-за конкретной ошибки человек не может проявить смелость (завершить дело, применить метафоры). Если есть необходимость, можно указать ошибочное мнение, которое подстрекает человека совершать ошибку и не проявлять положительное качество. Допускается написание короткого примера-подтверждения (в дополнение к написанному).

Пример написания механизма подготовки

Подготовка происходит тогда, когда человек проводит предварительные мероприятия и, таким образом, создает условия для исполнения задуманного. Что для этого необходимо:

  1. Видеть важность проведения предварительных мероприятий. Если человек подготовился, то он будет организованным, собранным, уверенным в результате (есть четкое понимание, что и за чем делать, все окажется под рукой). А также он сможет рационально распределить время и силы, и в итоге дело будет выполнено эффективно.

  2. Иметь достаточное представление о том деле, за которое берешься (понимать, что ждет), чтобы впоследствии адекватно реагировать на возможные трудные для себя ситуации. Подготовка будет состоять в том, чтобы заранее выявить свои слабые стороны (нехватка знаний, навыков, ошибочные представления, эмоциональная неустойчивость, отсутствие необходимых ресурсов и т.д.) и укрепить их.

  3. Перед началом дела необходимо определиться какой результат хотелось бы получить и, исходя из этого, уже начинать подготовительные мероприятия. От того, какая у человека цель, будут зависеть все его предварительные действия и тогда это действительно станет подготовкой. Например, человек хочет получить хороший урожай со своего дачного участка, чтобы обеспечить себя овощами на зиму. Исходя из этого, он выберет сорта овощей в соответствии с климатическими условиями и параметрами почвы, что даст ему в итоге желаемый результат. В ином случае, если у человека нет четкой цели, то покупая семена растений, он выбирает те сорта, которые ему понравились по названию, не задумываясь, будут ли они произрастать на его участке. Таким образом, он может остаться без урожая, впустую потратив силы, время и средства. Когда у человека нет четкого представления, к чему стремиться, то в этом случае предварительные мероприятия будут ошибочными действиями, не являясь подготовкой.

  4. Подготовка может осуществляться в разных формах, таких как сбор информации, подбор или закупка материалов, снаряжение, обучение, планирование, организация, обдумывание предстоящих действий, настрой на нужный лад и др.

— Выполнению какого-либо дела или принятию решения предшествует сбор информации по этому вопросу, что в свою очередь послужит основой для реализации намеченного. Так, например, конструктор перед разработкой прибора согласовывает с заказчиком технические требования на изделие, определяет, какие возможности имеются у завода, какие материалы использовать, и, исходя из этого, выбирает поставщиков, уточняет смету на исполнение работ и т.д. Осуществив такую подготовку, конструктор может приступать к разработке изделия.

— Перед любым делом, надо его спланировать. Тогда у человека будет определенность в делах, что поможет выполнить задуманное эффективно. Человек, задумавший, например, сделать ремонт, определяет объем работ, их последовательность, сроки выполнения, необходимые материалы и средства. А также оценивает свои силы и продумывает, кого привлечь в помощь. Такая подготовка поможет успешно провести ремонтные работы.

— Готовясь к осуществлению какого-либо решения, человеку необходимо предварительно рассмотреть возможные варианты его исполнения, чтобы выбрать наиболее оптимальный и после не сожалеть, что можно было бы сделать иначе, лучше. А выбор варианта исполнения и есть подготовка к эффективному выполнению дела. Если человек заранее не продумывает свои действия, то это в свою очередь может привести к неверному способу реализации дела, к потере времени.

— Грамотная организация дела поможет четко и слаженно выполнить его. Особенно это важно во время коллективных мероприятий. Так, например, если ответственный за проведение субботника грамотно организует его, распределит работы, подберет необходимый инвентарь, позаботится о питании работающих, то в этом случае люди будут довольны хорошо выполненной совместной работой. Или в случае организации похода необходимо подготовить нужное снаряжение, и тогда люди не станут испытывать дискомфорт, а также это поможет предотвратить опасные ситуации.

— Предварительно перед осуществлением каких-либо мероприятий необходимо достичь спокойного внутреннего состояния, создать нужный настрой. Это поможет в любом деле обрести уверенность, определенность и сосредоточиться на нужном действии. Так, например, готовясь к собеседованию при приеме на работу, человек мысленно настраивается на встречу с работодателем. Он продумывает, что и в каком порядке будет говорить, подбирает аргументы, чтобы заинтересовать руководителя своими профессиональными и личными качествами. И такая подготовка сделает разговор более конструктивным, даст больше шансов устроиться на работу.

Когда же человек думает, что он настроился на работу, но при этом не предпринимает никаких действий, сидит сложа руки, то в этом случае рассчитывать на успех не приходится. Например, если студент, идя на экзамен, только повторяет: «Я уверен, что все будет хорошо»,  при этом у него не было никакой другой подготовки, да и занятия человек посещал нерегулярно, то вряд ли он сдаст экзамен.

Настрой (уверенность, спокойствие) помогает человеку действовать четко, что также важно для тех дел, которые требуют повышенного внимания, например, при оказании неотложной помощи или работы в опасных условиях и с техникой, требующей осторожности. К тому же, если нет спокойного состояния, то малейшие неточности могут привести к оплошностям или даже к проблемам. К примеру, ошибки при работе с дорогостоящими материалами сведут на нет все усилия и затраченные средства. Или в случае, когда водитель, сел за руль автомобиля в возбужденном, нервном состоянии, то это может привести к аварии.

Когда человек спокоен, уверен при выполнении дел, то ему легче ориентироваться в обстановке, легче принимать верные решения и достигать положительного результата.

— Одной из форм подготовки является обучение. Обучившись, человек сможет полученные знания применить на практике и приобрести таким образом навыки, необходимые для осуществления задуманного. Так, например, человек для того, чтобы работать на станке, предварительно этому обучается.

— Для удачного выступления необходимы тренировка или репетиция. Например, чтобы успешно выступить на соревнованиях, спортсмен во время тренировок совершенствует каждое новое движение, доводя его до лучших показателей. Как при обучении, так и при тренировке необходимо проявить терпение, чтобы получить желаемый результат.

  1. Любое выполняемое дело может быть подготовкой к следующему действию. Если достижение цели осуществляется в несколько этапов, то качественное выполнение каждого этапа будет служить основой для последующих работ. Так, к примеру, при постройке многоэтажного дома верно заложенный фундамент будет подготовкой к возведению стен первого этажа, а также всего здания, что в свою очередь послужит основой для следующих этапов строительства. В случае добросовестного выполнения каждого дела конечная цель будет эффективно реализована. «Лучшая подготовка к завтрашнему дню – на совесть делать сегодняшние дела» (Сэр Уильям Ослер).

  2. Продолжительность подготовки может быть разная. Она зависит от той деятельности, к которой человек осуществляет подготовку, от его опыта, знаний, личных качеств и другого.

Если человек успешно проведет предварительные мероприятия, то таким образом создаст условия для качественного выполнения задуманного дела, и у него появится готовность исполнить намеченное. А когда понимаешь, чего хочешь, что нужно делать, видишь важность этих действий, спокоен и уверен в результате, то все устремления направлены на достижение цели, и тогда интересно и легко к ней идти.

Что мешает осуществлять подготовку?

Суетливость. Когда человек постоянно хватается то за одно дело, то за другое (суетится), тогда ему трудно подготовиться должным образом к конкретному делу.

Самость. Неиспользование опыта и знаний других людей, необращение за помощью к окружающим в тех случаях, когда это необходимо, приводит к недостаточной подготовке.

Азартность, поспешность. Если человек слишком эмоционально относится к делам, не желая их предварительно спланировать, торопится поскорее их сделать, то в этом случае он отказывается от подготовки.

Лень, нерассудительность. Если человек считает, что «незачем предварительно раздумывать, как выполнить дело, все равно всего не предусмотришь, что-нибудь да упустишь», то он и не видит смысла в подготовке.

Поверхностность. Если человек считает, что «в общем представляет, что надо делать, а дальше по ходу разберется», то он не вникает в суть дела и пренебрегает подготовкой к нему. А это в свою очередь может привести к невыполнению задуманного.

Промедление. Если человек затягивает проведение предварительных мероприятий (ознакомление, планирование, согласование…) для выполнения задуманного, то он не успевает как следует подготовиться к его реализации.

Возможны и другие причины.

 

Пример написания ошибок в механизме выправления

Какие ошибки могут помешать выправлению?

Лень. Чтобы что-то скорректировать, необходимо подумать и сделать, а если ждать, что это сделает кто-то, то и навыка выправления не будет.

Безответственность. Если не пытаться делать своевременно и качественно, а пустить на самотек, то и исправлять также не захочется ( «может только из-под палки»)

Самолюбие. Когда человек не хочет признавать свои ошибки, не желает принимать подсказки, то и выправление для него будет болезненной темой.

Высокомерие. Уверенность в своём превосходстве мешает увидеть необходимость в корректировке и выправлении.

Препирательство. Желание найти крайнего и переложить на него вину  отдаляет от желания выправить себя, ситуацию и т.д.

Небрежность. Отсутствие старательности и внимательности мешает находить и исправлять недостатки.

Дилетантство. Если вопросы решаются лишь при наличии поверхностных знаний, то точности в выправлении не достигается, а лишь тратятся время и силы.

Могут мешать и другие причины.

 

В четвертом пункте «Ошибочное представление о подготовке (или об ответственности) и положительное понимание термина» выводим формулировки ошибочного представления о понятии, которое толкуем — как неправильно люди представляют это понятие, этот термин (что есть подготовка, что есть ответственность), неверно представляют человека, который осуществляет подготовку или обладает ответственностью. Поможет найти ошибочные представления рассуждение через вопросы: «С чем путают ответственность?», «Что ошибочно понимают под ответственностью?, «Какого человека ошибочно называют ответственным?», «В каких действиях люди ошибочно видят ответственность?» и др.

Как формулировать ошибочные мнения?

Чтобы не было однотипных формулировок таких, как: «Хладнокровие — это …» или «Хладнокровный человек — это человек, который …», используем разное построение предложений:

«Проявлять хладнокровие — значит, быть безразличным»,

«Когда человек действует жестоко и бесцеремонно, он хладнокровен»,

«По бесчеловечному отношению можно увидеть хладнокровный подход» и др.

Главное, чтобы во всех мнениях давалось ошибочное представление о том, что есть, в данном случае, хладнокровие, хладнокровный подход.

 

В противовес находим положительное — правильное понимание хладнокровия. Оформляем в виде таблицы.

Слева после ошибочного мнения по необходимости пишется примечание (комментарии, пояснения, описание вреда). Справа пишется ТОЛЬКО положительное понимание!

Минимальное количество мнений 2-3.

 

Пример написания ошибочного представления об ответственности и положительного понимания термина

 

Ошибочное представление

Положительное понимание

«Ответственный человек  — это человек, который выполняет дело любой ценой и любыми средствами».Ответственный человек продумывает не только, что ему делать, но и какими средствами достигать цели, отвечает за последствия своего выбора.

«Чтобы нести ответственность, мало иметь сильные плечи и руки, нужен разум» (Симанович Т.)

«Ответственный человек — тот, который не может никому доверить дело, всё выполняет за других, так как считает, что лучше него никто не сделает».Ответственный человек — такой человек, который старается выполнить задачу качественно, и если понимает, что одному не справиться, обращается за помощью, чтобы дело не пострадало.

Ответственный человек может направить, объяснить, научить, передать опыт другим, чтобы качество работы коллектива повышалось.

«Ответственность – это тяжелое бремя; взявший на себя ответственность должен постоянно находиться в стрессовом состоянии, переживать, бояться наделать ошибок, испортить дело».

 

«Ответственность — это чувство переживания за дело, озабоченность им».

 

Примечание. Тяжелое бремя – это эмоции, чувства, которые человек не умеет контролировать и входит в них при выполнении дела. Именно от этого ему и тяжело. Озабоченность — это тревога, которая никак не связана с умением предусмотреть все нюансы дела и подготовиться к нему.

Ответственность состоит в том, чтобы сначала обдумать, изучить, что и как предстоит сделать, подготовиться и спокойно выполнить качественно и в срок. Возможные ошибки ответственный человек также постарается предусмотреть.
«Ответственный человек — это «общественник», занятый только проблемами коллектива, радеет только за других, а на себя у него нет времени и сил».

 

Примечание. Ответственность — не есть жертвенность. Уделяя время и заботясь о других, человек уделяет время и заботится о себе, т.к. забота об общем деле дает развитие и самому человеку.

Ответственный человек понимает чем обернется то или иное действие, поэтому старается делать такой выбор, который несет пользу и коллективу, и ему самому.

 

«Ответственным может быть только человек, занимающий должность».Проявлять ответственность может любой человек, если он принимает решения, делает выбор и отвечает за свои действия.

 

 

В пункте 5.1.  Что дает человеку подготовка описываем пользу этого процесса самому человеку. Если выбрано для толкования качество человека или действие, значит пишем, что дает человеку обладание этим качеством, умение его проявлять, осуществлять положительное действие. А в пункте 5.2. Что дает окружающим людям подготовка человека — пользу окружающим людям от человека, который умеет осуществлять этот процесс (действие) или обладает положительным качеством.

5.1. Что даёт человеку подготовка

  • Собранность, организованность при выполнении намеченного дела.

  • Уверенность при осуществлении задуманного.

  • Рациональное распределение сил, времени, материальных средств.

  • Получение более успешного результата.

  • Своевременное исполнение задуманного. Например, человек с вечера заводит будильник, чтобы утром не опоздать на работу.

  • В результате подготовки человек становится дисциплинированным.

  • При подготовке появляются творческие идеи, нестандартные решения, которые помогут увидеть новые варианты выполнения дела.

  • Подготовка помогает взаимодействию с людьми. Например, когда человек подготовлен, то он сможет найти доводы и аргументы, объясняя свою позицию, и в этом случае может рассчитывать на взаимопонимание с окружающими.

  • В результате подготовки приобретается навык предусмотрительности.

  • Подготовка к неблагоприятным ситуациям помогает разработать эффективные меры защиты от них, и предотвратить возможные негативные последствия при этом (например: комплекс мероприятий при весеннем наводнении и противопожарная безопасность).

  • Ознакомление с правилами техники безопасности перед выполнением каких-либо дел способствует несовершению ошибок при их осуществлении и создаст условия для безопасных действий человека.

 

5.2 Что дает окружающим людям подготовка человека

  • Уверенность и спокойствие при совместных действиях.

  • Слаженность и качественное выполнение общих дел.

  • При выполнении общего дела с подготовленным человеком можно рассчитывать на то, что он выручит в нужный момент, подстрахует в непредвиденной ситуации. Например, при неожиданной болезни человека, подготовленный напарник сможет выполнить участок работы больного, а в походе – по возможности сможет облегчить ношу нуждающегося.

 

Подбираем эпиграф к готовому материалу. Он должен отражать суть материала — характеризовать основную идею представленной работы; должен быть емким, лаконичным. Эпиграф не обязателен, но желателен!

Например, эпиграф к закону завершенности:

Конец – всему делу венец

Поговорка

Эпиграф к закону ожидания:

Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать.

О. де Бальзак

 

 

 

Пример оформления работы

 

Закон верности

Эпиграф

 

  1. Формулировка закона

Закон верности: постоянство в разумном способствует выполнению обязательств.

 

  1. Положительное понимание, которое помогает быть верным

«Верность улучшает отношения между людьми, способствует доверию».

«Верность делу помогает в достижении долгосрочных масштабных целей».

«Верность разумным убеждениям — защита от соблазна».

«Если я предам, то разрушу хорошие отношения».

«Верный друг — большая ценность».

«Верность — основа дружбы».

«Кто верный, тому и доверяют».

«Верность в делах помогает достичь больших результатов».

«Если постоянно придерживаешься разумной линии поведения, то выполнишь все нужные задачи», и др.

 

  1. Механизм формирования верности

Человек проявляет верность, если постоянен в разумном, и тогда он выполняет свои обязательства. Как научиться этому?

  1. Чтобы быть верным, надо сначала найти для себя, что значит «разумно» в каждом порученном нам деле или области. Например, определили разумную линию поведения, которой придерживаться.

  2. В реальности мы не находимся в разуме постоянно, это состояние у нас изменчивое. Значит, для нас постоянство в разумном — это постоянный пересмотр своих мнений, принципов, и изменение их только в лучшую (более правильную) сторону — т. е. постоянная корректировка мировоззрения. Это возможно, если человек воспринимает жизнь как путь развития через самые разнообразные ситуации. В трудностях не сдается, а ищет выходы, и поэтому от своих обязанностей не отлынивает.

Например, человеку нужно было написать исследовательскую статью. Написал, а её в журнал не приняли, отправили на доработку. Он расценил это не как «окончательную неудачу», а как повод для улучшения. Поэтому не сдался, а стал дорабатывать, сделав несколько важных открытий, которые подняли работу на более высокий уровень. И статья была принята без проблем. Таким образом он сохранил верность своему замыслу и выполнил обязательство.

  1. Постоянство означает, что человек следует принятому разумному решению всегда. Например, приняли решение жить без ссор. В очередной ситуации так и хочется устроить скандал. Но усилием воли не срываемся, а ищем способы договориться. Наконец получилось, и теперь этот опыт нужно повторять, чтобы закрепить новое умение. Так мы формируем у себя постоянство в разумном. Здесь могут помочь фразы-напоминания о пользе верности (см. п. 2).

  2. Человек может быть предан только тому делу, которое осознает как важное. Значит, надо увидеть, какие именно обязательства действительно важные, и какую ценность они имеют. Тогда будет и постоянство, и выполнение обязательств, ведь если не будешь их выполнять, то потеряешь что-то очень ценное — возможность развиваться и приобретать положительный опыт.

Например, человек сказал, что выполнит работу (купит необходимое, устранит поломку, приедет в назначенный день и т.д.) и он держит слово, т.к. для него очень важно, чтобы дела не расходились со словами. Или человек в коллективе имеет ряд обязательств. Если человек их принимает для себя как нужные и важные, то будет выполнять их постоянно, так как не хотел бы потерять или разрушить эту ценность.

  1. Мы сможем быть постоянны только в том «разумном», которое выбрали по своей воле и бескорыстно. А если «из-под палки» или ради выгоды (например, делали в угоду или за награду: чтобы поощрили, похвалили, поставили в пример), да ещё и вознаграждения не поступило, то такая «верность» закончится быстро, человек от нее откажется при первой же возможности.

  2. Большое (верность) складывается из мелких дел. Верность как черта характера собирается по крупинкам при выполнении отдельных обязанностей — убрать за собой, выполнить обещание или задание, помочь родителям и др. Так накапливается положительный опыт верности.

  3. Постоянство в разумном — это труд, приложение усилий. Принял решение — делай сразу, дал обещание — начинай выполнять, обязан — делай сейчас, а не когда-то там «потом». Тогда больше вероятности, что всё-таки сделаем это, накопим опыт и закрепим его через повторение.

 

Что мешает быть верным?

Леность. Постоянство в разумном состоит из усилий и действий. А если неохота делать — нет и верности.

Легкомыслие. Если человек не склонен задаваться вопросами разумности или неразумности чего-то, то задача «постоянства в разумном» для него вообще не стоит.

Безответственность. Человек, который любую ответственность считает тяжким бременем и всячески избегает ее, вряд ли может стать верным.

Корысть. Если не получил награды за выполненные обязательства, то «верность» будет недолгой.

Прихоть, соблазны. Если человеком управляют спонтанные влечения (захотелось — и все обязанности бросил), то он не приобретает опыта постоянства, а значит, не сможет быть верным.

Могут мешать и другие ошибки.

 

  1. Ошибочное представление о верности и положительное понимание термина

 

Ошибочные представления

Положительное понимание

«Быть верным — это значит выбрать себе одно дело и заниматься им всю жизнь, несмотря на то, что от него уже идет вред».

«Стать верным кому-либо — это всё равно что присягнуть, дать клятву раз и навсегда, и потом не менять своё мнение, несмотря ни на какие разумные доводы».

Примечание. Здесь человек сам себя лишает возможности выбора и пересмотра мнения в дальнейшем. Даже если он увидит, что был неправ, он сам себе (своей клятвой) запретил что-либо поменять в разумную сторону.

Своевременное видение новых задач и пересмотр старых (например, завершенных) — это верность разумному. Возможна смена разных разумных дел в течение жизни.

 

«Верность — это когда человек остаётся в коллективе любой ценой».

«Верность — это сохранение семьи (брака) любой ценой».

Примечание. Человек пытается остаться там, где для него никаких разумных задач уже нет, причем «любой ценой» — это ценой задержки развития. К тому же идёт взаимный вред.

Верность — это постоянство в видении актуальных задач и отказ от тех дел, которые приносят явный вред. Верный человек старается постоянно делать только действительно нужное и полезное.

 

«Быть верным — значит, во всех похожих ситуациях поступать одинаково».

Тот, кто верен убеждению делать правильный выбор, будет в каждой ситуации искать наилучшее решение, оно может быть разным.

«Быть верным близкому человеку — это значит полностью разделять его взгляды и интересы, даже если они не очень здравые».

«Быть верным друзьям — это соглашаться с ними, даже когда они ошибаются».

Примечание. В этом случае человек совершает ошибки «за компанию» с близким человеком и накапливает отрицательный опыт.

Человек верен, если, живя рядом с кем-то, является положительным примером, сохраняя в этом постоянство.

Быть верным в дружбе — это сохранять постоянство в общих полезных делах.

«Верность — это подчинение своих интересов кому-то или чему-то (определённым людям, идеям, работе)».

Примечание. Думая так, человек может угождать другим вопреки здравому смыслу. Этим он предает всякую разумность.

Быть верным — это значит постоянно придерживаться разумной линии поведения.

«Верность — это когда люди так привязаны, что друг без друга жить не могут».

Примечание. Обязательства есть у человека в разных областях. А привязанность к кому-то или чему-то одному мешает их выполнить, закрывает глаза на необходимость делать нужное. Важным кажется только то, к чему привязан. Значит, настоящей верности не будет.

Верность предполагает постоянную готовность переключаться между актуальными задачами. А это значит и готовность сотрудничать с разными людьми, которые с нами участвуют в решении этих задач.

 

5.1. Что дает человеку верность

  • Верность дает определённость в жизни. Человек знает свою цель и неотступно идет к ней. Это гораздо проще и радостнее, чем жить в колебаниях и мучиться от неопределённости.

  • Человек становится более терпеливым, трудолюбивым, способным к волевым усилиям и преодолевает трудности, поэтому способен многого добиться.

  • Верность сохраняет наши силы на разумные дела в выбранном направлении. Определившись твердо с самым главным (например, со смыслом жизни), мы не будем уже озадачиваться этим вопросом и «изобретать колесо», выискивая что-то другое, «получше». А будем трудиться в этом направлении и знать, что усилия прилагаем не напрасно.

  • Растет доверие окружающих, люди хотят сотрудничать и взаимодействовать с надёжным человеком. Такой человек высоко ценится в коллективе.

 

5.2. Что дает окружающим людям верность человека

  • Возможность доверять человеку (он ответственный, не подводит).

  • Уверенность в его надёжности.

  • Верность объединяет людей, на её основе строятся хорошие, сильные коллективы.