У души, как и у тела,
есть своя гимнастика,
без которой душа чахнет,
впадая в апатию бездействия.
В. Г. Белинский.
Оглавление
1. Откуда берутся проблемы?
В одном из древних изречений говорится “Невозможно войти дважды в одну и ту же воду”. Всё, что существует в мире, непрерывно изменяется. Не является исключением и человек. С самого рождения он не только изменяется в размерах, но и непрерывно чему-то учится – поднимать головку, ползать, ходить, говорить, держать ложку, читать.… С возрастом процесс развития не заканчивается, но ограничивается самим человеком: он сам начинает выбирать направления, в которых ему развиваться, т.е. у него возникают интересы к чему-либо. Он учится взаимодействовать с другими людьми, осваивает определённые дела, профессии, постепенно приобретая необходимые навыки. Но неизменными остаются области жизни, которых человек не касается или в которых он остаётся беспомощным. Например: некоторые люди, уважаемые коллегами по работе, достигнувшие мастерства в своей профессии, не могут прийти к миру и согласию в семье, договориться с собственными детьми и наоборот.
В таких недостаточно освоенных областях жизни человек часто сталкивается с расхождением между желаемым и действительным, и не видит возможности преодолеть эти расхождения, называя их проблемами. В действительности возможности человека гораздо шире, чем он сам считает, и их могло бы вполне хватить для достижения всех его целей. Однако многие из этих возможностей остаются неиспользованными, потому что большую часть времени человек бездействует, или работает “вхолостую”, расходуя свои ресурсы бессмысленно, без пользы: на ссоры, пустословие, развлечения, некачественное выполнение работы, суету, бессмысленное накопление чего-нибудь, и многое другое. Получается, обладая всем необходимым для жизни, человек, тем не менее, не изменяет ничего из того, что ему хотелось бы изменить, пока не начинает направлять на это усилия.
2. Хочу измениться — но как?
2.1. Куда плывет мой кораблик?
Многие люди, которым не нравится их жизнь, принимают решение: “Всё, хватит! С понедельника (нового года и т.д.) начну жить по-новому”. Часто такие решения остаются только в мыслях, на словах или бумаге, потому что те, кто их принимает, практически не представляют себе, что именно они собрались менять, и что для этого нужно. Даже если стоят конкретные задачи (например, не ссориться, не лениться, не переедать и т.д.), изменить всё и сразу сложно. Естественный и непрерывный процесс изменения личности называют жизнью, иногда – судьбой. Задача заключается в том, чтобы направить этот процесс изменения в нужную сторону. Жизнь, пущенная на самотёк, подобна кораблю без кормчего и, как многим уже известно, проходит через целый ряд больших и маленьких крушений. Разумная, управляемая, сознательная жизнь – это постоянное обучение чему-то новому, полезному для других и себя, а значит развитие, использование человеческих возможностей, выполнение своего предназначения.
Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Так говорит народная мудрость. О чем эта поговорка? Что есть поступок, привычка, характер и судьба человека?
2.2. Черное и белое.
Под поступком можно понимать действие человека вместе с результатом этого действия и его моральной оценкой (совершено благодеяние или злодеяние). Разделение на отрицательные и положительные категории происходит именно в моральном плане и может не совпадать с «полезностью» (в общепринятом понимании) достигнутого результата. Так, в процессе передачи знаний от родителей к ребенку часто допускается насилие. Благодаря тому, что при этом родители не потакают ребёнку, результат «воспитания» может быть, достигнут, но моральная его сторона будет отрицательна, так как ребенок запомнит, что через насилие над другим человеком можно учить его чему-то хорошему. А это – заблуждение, приводящее к цепочке ошибок, причём передающееся, как правило, из поколения в поколение.
2.3. По накатанной дорожке…
Многократное совершение одного и того же поступка приводит к формированию привычки поступать в подобных условиях именно так, а не иначе. О вредных привычках знают все. А вот бывают ли «хорошие» привычки? Возможно, они могли бы существовать, если бы жизнь стояла на месте. Тогда человек, как заводная игрушка, должен был бы механически выполнять одни и те же действия, следуя раз и навсегда усвоенным правилам. Но ситуации, в которые мы попадаем, люди, с которыми имеем дело, отличаются друг от друга, поэтому поступки человека будут полностью адекватными, только если мы будем совершать их обдуманно, а не автоматически, как привыкли. Следование привычкам упрощает жизнь человека, но одновременно тормозит его развитие. Он испытывает затруднения, попадая в «непривычные» обстоятельства, перед необходимостью решить нетривиальную задачу. Именно при решении таких задач идёт реализация способностей человека. Во всех своих делах, осознанно выбирая мир с другими людьми, помощь, созидание, пользу для всех, кто рядом, а не только для себя, человек формирует свои положительные качества.
Действие, доведенное до автоматизма, часто приводит человека в тупиковую ситуацию. Если, не оценив изменившихся условий, человек продолжает совершать действия по накатанному алгоритму, то он все дальше и дальше отходит от намеченного результата, цели или пути. Когда это расхождение становится заметным, человек приходит в недоумение – как же так, я все делал правильно, как всегда, а у меня ничего не получилось, или получилось не то, что хотелось. Вывод простой – необходимо вовремя корректировать свои действия, гибко реагируя на изменение обстановки.
Нередко привычка связана с привязкой действий или состояния человека к каким-либо внешним факторам. Из этих факторов складываются стенки микромира, в котором проходит его жизнь. Вред от привычек можно заметить только тогда, когда факторы привыкания исчезают или изменяются. Переложили нужные вещи, отключили воду или электричество, не завезли вовремя хлеб в магазин, перекрыли обычный путь на работу – и включаются негативные реакции, от раздражения и недовольства до полной растерянности и паники. При этом участникам ситуации свойственно искать виноватых – от соседей и членов семьи до властей, вместо поиска выхода. Привычки удобны для их «хозяина», они позволяют не думать, полагаясь на то, к чему он привык, но они же незаметно заводят человека в ловушку.
2.4. Характер вырастает из мелочей.
Вся совокупность поступков, способностей, навыков и привычек человека входит в его характер. Можно сказать, что отдельные привычки и положительные качества являются чертами характера человека. Если черты характера приобретают сознательную мотивацию, то они преобразуются в моральные мировоззренческие принципы, которые и диктуют человеку, как ему поступать в тех или иных условиях.
Черты характера могут быть положительными и отрицательными, моральные принципы истинными или ложными. Руководствуясь ложными моральными принципами, человек может добиться определенного результата, как в случае с передачей знаний, его действия могут выглядеть вполне правильными, но из-за неверной мотивации поступок будет отрицательным.
Многие задаются вопросом – почему у меня в жизни всё именно так, как есть. Почему у меня именно такая семья, работа, друзья? Откуда всё это взялось? Конечно, выбрали сами. Выбор – этот поступок или цепочка поступков. Например: юноша посещает танцы, становится членом определённой компании, ему нравится девушка, он с ней встречается и, наконец, женится. Каждый поступок – не только серьёзные шаги, но даже самая «мелочь»: куда пойти, что надеть, с кем говорить – принятое решение.
2.5. «Мы за ценой не постоим.»
К ценностям относят то, что человек считает благом. В своём выборе человек чаще всего склоняется к тому, что его привлекает, нравится или к тому, что он считает своим долгом. Таким образом, между системой ценностей человека и его жизненной «участью» существует прямая зависимость – сознательно или неосознанно, человек в течение жизни ищет и находит то, что считает ценным. Сама же система ценностей – продукт воспитания и информации, воспринимаемой человеком в течение жизни. Если ценности сомнительны – то и пути к ним, и их достижение не несёт человеку ничего доброго.
2.6. Мои решения, мне с ними и жить.
А если решение за человека принимают другие? Например, родители или кто-то авторитетный посоветовал поступить в вуз, жениться, устроиться на определённую работу. На самом деле он и в этом случае выбирает сам – послушать совета, или нет. Таким бывает выбор людей с неустоявшейся системой ценностей, которые сами не знают, чего хотят. Если же человек не хочет больше жить «чужим умом» и принимает решение мыслить самостоятельно, то откажется от неразумного выбора, а выберет нужное, не несущее вреда, возможно, найдет пользу в том, что уже имеет (работа, учеба и т.д.).
Итак, принятые решения играют ключевую роль в формировании условий и событий жизни человека. И именно они способны изменить эти условия в нужную сторону. Например: однажды обманув, человек вынужден или продолжать лгать, чтобы подтвердить сказанное ранее, или признаться в обмане. Если у него хватит решимости признаться во всём, не боясь осуждения и наказания, ситуация улучшится. Если нет – ложь будет продолжаться, засасывая, как в болото. Своевременное принятие верного решения может перевернуть всю жизнь человека. Иногда это изменение происходит сразу, иногда – постепенно: меняются взгляды, цели, убеждения – меняется жизнь.
2.7. От коррекции мировоззрения к жизнедеятельности, и обратно.
Важную роль в этом изменении играет способность интеллекта человека к различению: нужного от ненужного, верного от ложного, пользы и творчества — от вреда и разрушения. Основные моральные ценности заложены в сознании человека с детства, остаётся только использовать эту информацию для оценки собственных поступков. Способность к адекватной самооценке позволяет скорректировать систему ценностей на любом жизненном этапе, и в соответствии с этой коррекцией перепланировать повседневную деятельность. Также важно умение своевременно реализовать эти планы в действиях. Человек с развитой способностью к корректировке своих действий может гибко управлять жизнью, подобно профессиональному водителю, «выруливая» из жизненных невзгод. Заметим, что такую корректировку никто не может выполнить, кроме самого человека. Регулярный пересмотр своих поступков и взглядов, исправление ошибок позволяет человеку «навести порядок» в своей жизни, ведёт к постепенному отходу от недостатков и формированию положительных качеств характера. Конечно, усилия и время, которые для этого понадобятся, зависят от степени «беспорядка», тем не менее, такая возможность есть всегда.
Нередко руководить жизнью мешает склонность к различным установкам и суевериям. Попав в какую-нибудь беду, не рассматривая её причин, можно утвердиться во мнении, что так будет случаться всегда. Когда человек думает: «Я неудачник — такова моя судьба», то тем самым отказывается проявлять свои способности. Он начинает смотреть сквозь пальцы на свои ошибки: «Что толку стараться, всё равно ничего не поправить». Неудивительно, если его неудачи будут повторяться. И это только укрепит его мнение о себе. Примерно то же самое происходит, когда человек «привыкает» к неприятностям и не ищет путей выхода из них. «Это – мой крест» — думает женщина про пьющего мужа. А на самом деле, любая проблема имеет свои причины, которые вполне можно обнаружить, проанализировав предшествующие ей события. Причиной проблемы может быть ошибочный выбор в определённые моменты жизни, или негативное отношение к кому-либо или чему-либо. Если жизнь человека зашла в тупик, значит, нужно мысленно вернуться назад – к тому месту, откуда он «заблудился», и продолжать идти дальше, не повторяя прошлых ошибок.
2.8. Что есть судьба
После всего сказанного можно перейти к пониманию судьбы. Что это? Рок, который повсюду преследует человека от рождения до его смерти или предписанная, предопределенная последовательность событий, данная человеку свыше? Судьба — складывающийся ход событий, стечение обстоятельств. По суеверным представлениям – сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни, фатум, рок. Есть и другие синонимы: участь, доля, жизненный путь. Существует мнение, что судьбу не изменить.
Астрологи считают, что все, включая будущий характер человека, определяет положение звезд в момент и в месте рождения человека, исходя из чего, составляется общий и частные астрологические прогнозы. Так ли это? Корни астрологии лежат в глубокой древности, когда люди считали созвездия богами, способными управлять их жизнью, и поклонялись им. На самом же деле, не судьба однозначно определяет характер человека, а характер формирует то, что можно назвать судьбой. Какие черты характера воспитает, взрастит в себе человек, таких результатов он и добьется в своей жизни. В античные времена говорили: «Каждому человеку судьбу создают его нравы». «В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу» — писал Л.Н. Толстой.
Известно, что любое текущее состояние человека, его дел и здоровья имеет свои причины, которые лежат в области его поведения и убеждений. Конечно, не исключено влияние и внешних причин на любого из нас. Но их отрицательное воздействие возможно избежать или уменьшить его, учась правильно реагировать: не отвечать злом на зло, не замыкаться в себе, отзываться на призыв о помощи. Причиной проблем могут являться как отдельные негативные поступки, так и их совокупность в виде привычек или черт характера, а также принятие ошибочных принципов или заблуждений. У человека всегда есть возможность узнать, что именно является корнем той или иной сложной ситуации, в которую он попал. Для этого необходимо и достаточно научиться быть честным с самим собой – не строить иллюзий на свой счёт, не оправдываться, не искать виноватых. Есть ли смысл скрывать свои промахи и недостатки, продолжая страдать от них? Человек скрывает недостатки потому, что не верит и иногда даже не задумывается, что от них можно избавиться. А такая возможность всегда есть.
2.9. Незаменимая роль совести.
Часто ли мы прислушиваемся к совести? Ведь, как правило, в момент совершения любого действия человеку приходит в голову его моральная оценка. И потом, после совершенного проступка, он может испытывать дискомфорт оттого, что совершил «что-то не то». Это внутренний призыв к изменению себя, осознанию своих ошибок. Человек, исправляя свое поведение и отношение к миру, все более отчетливо начинает воспринимать призывы и пожелания совести и становится способным бескорыстно помогать другим людям, т.е. в нужное время и в нужном месте делать то, что необходимо. Под помощью людям подразумевается не попустительство, не попытка удовлетворить чьи-то прихоти, не создание тепличных условий, и не поучение, как надо жить правильно. Это совместный поиск, и не только знаний, необходимых для полноценной жизни, но и путей их применения на практике.
***
Изменение к лучшему — это путь к единомыслию, взаимопониманию и мирному взаимодействию со всеми людьми.
Итак, изменение к лучшему – это труд, предполагающий приложение усилий. Как и любое другое дело, оно состоит из определённой последовательности действий.
3. От теории — к практике.
Что же необходимо для изменения к лучшему, какие шаги необходимо выполнить, что бы научиться владеть собой?
3.1. Видение ошибочных действий.
В жизни любого человека бывают ситуации, когда его что-то не устраивает в текущем положении дел, в своём поведении или в поведении других людей. Человек задаёт себе вопросы: “Что не так? Почему не получилось то или иное? Почему так произошло?” и т.д. В такие моменты проявляется способность видеть ошибки в поведении – свои и других. Эту способность называют совестью.
Если, видя свои ошибки и ошибки других людей, осуждать, сочувствовать, обижаться, переживать, стараться скрыть содеянное от других или самих себя – способность видения ошибок постепенно утрачивается, сменяется стыдом, чувством вины, самобичеванием, печалью, а порой ей на смену приходит и наглость, безразличие, и другие чувства. Видение ошибок приносит радость тому, кто понимает, что это – начало освобождения от них. Эта способность тогда приносит пользу и не утрачивается человеком, когда сопровождается желанием исправиться самому, исправить то, что сделано, и помочь в этом другим.
Анализируя происходящее, человек начинает лучше видеть свои ошибки и предпосылки их совершения. Но если с остротой внутреннего зрения, различающего зло, в человеке не растёт и не укрепляется убеждённость в том, что это зло поправимо – можно впасть в уныние, апатию, отчаяние или то же самое безразличие.
Анализ своего состояния, обнаружение слабых мест в различных областях жизни может стать началом изменения, если на нём не остановиться. Кроме самих ошибок важно еще разбирать мотивы, которые определили их. Часто в качестве такого мотива выступает какое-либо заблуждение (установка, стереотип).
При анализе своего поведения следует избегать крайностей. Например, желая быть хорошим, старательно высматривать малейшие отклонения и при этом совсем не замечать явных отрицательных черт характера: корысти, эгоизма, замкнутости на себе. Человек может ставить себе цель научиться дружить, любить и при этом отворачивается от людей, которые ему в этом “мешают”. Невозможно стать хорошим только для себя, потому что все положительные качества человека могут проявиться только при взаимодействии с другими.
3.2. Осознание вреда ошибочных действий.
Пока человек не понимает, что кому-то или ему самому плохо оттого, что он сделал, у него не возникает желание исправиться. Бесполезно стыдить или обвинять себя или другого, не поняв и не объяснив, в чём именно заключается совершённое зло – ничего, кроме защитной реакции (оправдывания, отговорок, обиды, оскорблённого самолюбия, ответных обвинений) этим не добьёшься. Осознание же вреда содеянного побуждает человека к изменению, потому что ни один человек, даже преступник, в глубине души не хочет быть носителем зла.
Осознанию вреда способствует анализ последствий ошибочного выбора, видение в любых отрицательных проявлениях цепочки зла, к которой они приводят.
Это могут быть:
— страдание (плохие взаимоотношения, болезни, неприятности, беды…);
— невыполнение жизненных задач;
— последовательность ошибок, образующая порочную взаимосвязь, например: ученик не выучил урока (лень) – неприятный разговор с учителем (обида, ропот, унижение) – сокрытие плохой оценки от родителей (обман) и т.д., к этому добавляется осуждение со стороны учителя и родителей, дурной пример одноклассникам;
— накопление отрицательного опыта (появление вредных привычек, а потом и отрицательных черт характера). Совершенные ошибки остаются с человеком до тех пор, пока он не захочет их исправить и не займется этим исправлением. Очевидно, что этот опыт будет мешать жить дальше, поражая различные области жизни человека.
— затмение положительных сторон характера, – прежде всего, перед самим собой. Например, в некоторых ситуациях человек забывает, что он способен быть добрым, чутким, внимательным, сдержанным и т.д.;
— подстрекательство окружающих, провоцирование их на ответный проступок, или на подражание злу;
— появление сомнений, недоверия, неуверенности, маловерия, суеверия, мнительности;
— создание условий для будущих бед и катастроф. Примером может служить привычка к беспечности, безответственности, ведущая к авариям на любом производстве, невнимательность водителей на дорогах, которой могли предшествовать любые другие ошибки.
Так как человек – не замкнутая и самодостаточная система, а неотъемлемая часть целого мира, то его поступки влияют на состояние этого мира. Поэтому, если не желаешь зла никому, важно осознавать ответственность за своё поведение перед окружающими.
При рассмотрении ошибки или отрицательной черты характера, желательно вспомнить, в какой области, с какими людьми она проявилась или была совершена, вспомнить конкретные ситуации и проследить, к чему привел неверный путь в каждой из них. Рассмотрение вреда “в целом” малоэффективно, несмотря на то, что оно способствует развитию логики, широты зрения и других способностей. Можно теоретически очень хорошо понимать вред от того или иного проступка (например, лени) и, тем не менее, всякий раз находить себе оправдание, не видя, какой вред и кому приносится именно тобой, твоей ленью. При рассмотрении ошибок в группе (семье, коллективе), кроме типов, касающейся всей группы, нужно увидеть свои личные проступки, иначе при переключении внимания на ошибки других может возникнуть иллюзия, что “я тут ни причём”.
Рассматривая вред ошибки или отрицательной черты характера, очень важно удержаться от осуждения себя или других за неё. Осуждение затмевает пути изменения, исправления того, что осуждается, по сути, формируя “ярлык” – установку на повторение ошибки. Поэтому, осуждая зло, даже на абстрактных примерах, мы не освобождаемся, а увеличиваем зависимость от него. Чтобы избежать осуждения, необходимо отделять вред ошибки от личности совершившего её (себя или другого), помнить о своём несовершенстве и всесилии добра.
Осознание ошибки приводит в действие волю. Поэтому именно глубиной осознания определяется момент, когда человек изменится.
3.3. Поиск положительных вариантов.
Пытаясь разрешить любую ситуацию или вопрос, человек ищет ответ: как поступить. При этом он может перебирать различные варианты, которые ему известны, воспользоваться опытом других или своим собственным. Если преобладает положительный опыт по этому вопросу, то и выбор может быть правильным. И, наоборот, отрицательные наклонности могут стать причиной неправильного выбора, ведущего в тупик. Поступая привычным образом, без анализа результатов, обдумывания поступков, человек подобен запрограммированному автомату, который повторяет то, что в него заложили, до тех пор, пока не сломается. Рассудок, скованный заблуждениями, тоже не всегда даёт правильный ответ. Жизнь человека похожа на лабиринт: пока он не уткнется в тупик, может думать, что идет правильно. Так, если человек ищет решение, ориентируясь только на свои интересы и мнение, не обращая внимания на то, как отражаются его поступки (слова, мировоззрение) на состоянии всего окружающего, то очевидно, что он идет не тем путем.
Нетрудно увидеть и то, что ни один положительный результат не может быть достигнут отрицательными средствами. Человек становится уязвимым через то зло, с которым он соглашается и которое исходит от него, независимо от мотивов его совершения. Например, иллюзорны представления человека, пытающегося оградить себя или близких от зла, причиняя вред другим. Многие люди со временем убеждаются: не бывает лжи во спасение (ложь не спасает), убийства одних ради жизни других, исправления наказанием. Если же наказанный исправляется, то это происходит вопреки наказанию, благодаря голосу совести.
Как же прожить хоть короткий период, не ошибаясь? Научиться жить, не принося зла и страданий себе и другим, можно при желании любить, т.е. понимать и помогать.
3.4. Сожаление.
Когда видна ошибка, осознан вред, возникает желание не только исправиться, но и попросить прощения у того, перед кем виноваты. Просьба о прощении, или сожаление об ошибочном действии, восстанавливает отношения между людьми, примиряет их. Существует психологический барьер, мешающий попросить прощения. Это самолюбие, тщеславие, боязнь, что не простят, неумение прощать себя и других, заблуждения, связанные с возрастом, положением и др. Если не преодолеть этот барьер, наше поведение может оставить горький след в душе других, помешав их изменению.
Просьба о прощении отражает изменение мнения человека по поводу своего поведения и желание измениться в действии. Если рядом нет человека, у которого хочется попросить прощения, человек всё равно просит прощения, думая о нём. Это происходит, когда человек принимает решение – стараться не повторять прошлых ошибок — и видит возможность, как это сделать. Своё сожаление о совершённом проступке и решение его больше не совершать, можно мысленно проговорить. Например: «Я сожалею, что так поступил. Постараюсь больше так не делать».
Просьба о прощении – это и просьба о помощи в изменении, согласие принять помощь. Кроме того, это и возможность исправить нанесённый вред – устранить обиду, конфликт, предвзятость, злопамятность – всё то, что разделяет людей.
3.5. Исполнение найденного решения.
Если не ставить цель исправить ранее совершенные ошибки, можно так и не изменить свой образ жизни в лучшую сторону. Всегда найдутся причины, чтобы не делать того, что не хочется.
Даже тогда, когда вред, казалось бы, неисправим, например, того, перед кем виноват, нет рядом, нет в живых – можно и нужно исправить в действии нанесенный вред. Например, помочь другим понять вред от таких поступков и возможность замены их на разумные.
Важно не допускать сомнений в возможности изменения к лучшему, несмотря на повторение ошибок. Осваивая любую профессию, редко кто выполняет все операции хорошо и правильно с первого раза. Никто не становится перворазрядником, только прослушав “теорию”. Чтобы научиться любому приёму, требуется время – кому-то больше, кому-то меньше, но приём будет освоен, если человек не потеряет желание учиться. Точно так же, чтобы научиться жить и поступать разумно, недостаточно только знать, как нужно себя вести или видеть примеры хорошего поведения других – необходимо пройти практику. Обучение пойдёт быстрее, если после каждой неудачной попытки проанализировать, почему что-то не получилось. Анализ вновь совершаемых ошибок, всестороннее рассмотрение и осознание мотивов проступков, радость даже маленьким изменениям позволяет лучше видеть свои слабые стороны, контролировать свое поведение в дальнейшем.
4. Три кита, или необходимые качества.
Какие условия, какие качества необходимы человеку для изменения к лучшему, для успешного решения жизненных задач, для устойчивого достижения положительного результата?
Первое – это бескорыстие. Что такое бескорыстие? Это значит – делать что-либо для других, не ожидая награды, будь то материальное вознаграждение или благодарность, хорошее отношение других, лёгкая жизнь, решение проблем. Человек, трудящийся только с целью получить что-то взамен, ставит в зависимость всё, что он делает, от размера или наличия вознаграждения. Такие дела существуют только до тех пор, пока поступает “плата”. Бескорыстие предполагает оказание разумной помощи всем, кто в ней нуждается, и кто готов её принять. Разумная помощь – это та, которая действительно нужна, и не является попустительством, потаканием или насилием. Помочь можно действительно любому человеку в любой ситуации – только разными способами: действием, словом или мысленным пожеланием помощи.
Почему бескорыстие? Потому, что всё лучшее из того, что есть у человека – милосердие, взаимопонимание, дружба, способности, наконец, сама жизнь, как путь развития – не имеет цены и может быть отдано и получено только даром.
Второе – поиск разумной жизненной позиции. Что такое поиск разумной жизненной позиции? В первую очередь, это стремление отличать хорошее от плохого, поступки, приносящие пользу, от поступков несущих вред. Это желание знать правду о себе, какой бы она не была. Это стремление видеть объективную картину происходящего. Разумная жизненная позиция – научиться отличать добро от зла и стремиться не совершать зло, научиться жить по разуму и совести. Понять и выполнять свое предназначение, исправить отрицательный опыт на положительный. Научится видеть смысл в происходящих событиях, наполнить смыслом свою жизнь.
Что такое жизнь? Это не только период времени, последовательность дел и событий. Рождение, младенчество, юность, зрелость – это процесс познания и развития, постоянный приём новой информации и изменение личности под её влиянием. Жить – значит изменяться и созидать.
Старение и смерть – не только физиологический закон, это результат остановки познания и развития, деградация и разрушение в рамках накопленного отрицательного опыта. (Так, всем известно, что привычки к спиртному и табаку, к раздражительности и скандалам разрушают здоровье и резко ускоряют процесс старения.) Зло противоположно жизни, направлено на разрушение, застой, несвободу. Любой проступок или преступление ограничивает свободу и приближает к смерти. Но этого не произойдёт, если человек сознательно откажется от совершённого, исправит зло, насколько это возможно, и будет стремиться к его не совершению.
Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» проводит различие между свободным человеком и каторжником, утверждая, что каторга – это не там, где труд тяжёл, а там, где этот труд лишён для человека смысла. Получается, что жить тяжело тому, кто не видит в этом смысла.
Третье – активность, активная жизненная позиция. Как уже говорилось выше, чтобы научиться жить и поступать разумно, недостаточно только знать, как нужно себя вести или видеть примеры хорошего поведения других – необходимо пройти практику. Только на практике возможно закрепление понятого и принятого положительного решения. Почему активность? В этом случае место, освободившееся после устранения отрицательного опыта, заполняется положительным опытом, работа над собой не превращается в формальность. Можно добавить высказывание И. Канта: «Теория без практики мертва, а практика без теории слепа».
5. Чтобы не работать всю жизнь на таблетки.
Как влияют совершённые ошибки на организм человека, и что же происходит при осознании и устранении ошибок?
Мир вокруг нас наполнен различной информацией. Эту информацию человек воспринимает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, влечение, ориентация. Вся информация попадает в головной мозг и записывается в клетках, как в магнитофоне. Все сведения делятся на безвредные (воспринимаемые нейтрально или нужные) и приносящие вред. «Вредной» для человека можно назвать информацию, которая вызывает у него негативную реакцию, не всегда осознанную. Это информация, которая противоречит убеждениям, совести, жизненным нормам и правилам.
Безвредная информация просто запоминается клетками мозга, а «негативная», попадая в мозг, нарушает внутреннее и внешнее строение клетки. Происходит это так: воспринимая эту информацию, человек испытывает негативные эмоции — например, злобу, обиду, гнев, раздражение, отчаяние. Эмоции вызывают в головном мозге сигнал, искажающий клетки. Так бывает, если человек совершает ошибку и знает о том, что поступает плохо. Важно отметить, что искажение клетки произойдёт лишь в том случае, если человек осознаёт, что совершил бессовестный поступок. Чем выше осознание вреда ошибки, тем сильнее эмоции, и, следовательно, искажение. То же самое происходит при осуждении совершённой кем-то другим ошибки — в клетках мозга записывается образ действия осуждаемого с отрицательной эмоционально-оценочной окраской.
Негативная информация влияет не на все клетки головного мозга в равной степени, а в первую очередь на ту зону, которая в момент совершения ошибки наиболее активна. Каждая зона головного мозга отвечает за работу какой-либо системы. И наиболее активной будет зона, соответствующая той системе, которая в данный момент задействована. Например, если человек бежит, то наиболее активны кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная системы. Значит, если во время бега человек совершает ошибки, то при этом искажаются клетки, отвечающие за работу этих систем.
Мы рассмотрели такую функцию клеток, как память. Но у клеток мозга есть и другая функция – управление. Мозг управляет всеми органами при помощи сигналов, по своей природе близких к электрическим. Если человек не совершает ошибок и не испытывает отрицательных эмоций, к органам поступают управляющие сигналы без помех и искажений и органы работают нормально. В момент совершения ошибки вызванный ею сигнал в клетках мозга, отвечающих за наиболее активную систему организма, вместе с управляющим сигналом поступает в работающий орган.
Что происходит при этом в клетках органов, получивших такой сигнал? Ток, идущий к клеткам, является катализатором химической реакции внутри них. Поступление искаженного сигнала приводит к тому, что в органических соединениях внутри клеток происходит замещение атома водорода на атом кислорода, т.е. происходит окисление. При этом атом водорода превращается в свободный радикал. Клетки, в которых происходит эта реакция, уже не могут выполнять свои функции, что и приводит к заболеванию органа.
Повреждение двух, семи, десяти клеток, можно и не заметить. Болевые симптомы начинаются тогда, когда повреждены уже многие тысячи клеток. Только тогда человек обращает внимание, что у него что-то не в порядке.
Подобным же образом происходит и старение – износ организма с течением времени. С годами у человека накапливается опыт совершения одних и тех же ошибок с одинаковой негативной реакцией мозга. Клетки органов, кожи и т.д. разрушаются из-за окисления соединений в них и органы изнашиваются, т.е. стареют. Конечно, клетки организма постоянно воспроизводятся. Учёные говорят об обновлении всех клеток полностью в течение 8 лет. Но дело в том, что искажённая клетка воспроизводит себе подобную. Если же человек продолжает совершать ошибки (курить, сквернословить, раздражаться и т.д.), то происходит дальнейшая запись негативной информации и повреждение других клеток и органов.
Можно ли исправить повреждённые клетки мозга, стереть негативную информацию, как стирают запись с магнитофонной ленты? Конечно, можно. Ключевым моментом в этом становится принятие решения – не повторять ранее совершённое зло. Этой мысли тоже соответствует сигнал, который восстанавливает строение клеток мозга. А уже затем начинает работать естественный механизм восстановления органов и систем. Восстановленные клетки мозга посылают сигналы, «стирающие» информацию о прошлых ошибках с нездоровых органов. Поступающий сигнал становится катализатором обратной реакции: атом водорода в органическом соединении встаёт на своё место, а кислород выделяется. Результат – выздоровление органов: заживают раны и язвы, проходит воспаление, срастаются кости и т.д. Таким образом, если человек искренне раскаивается в том, что поступал (или хотел поступить) неверно, то негативная (разрушительная) информация в клетках его заменяется положительной (созидательной, восстановительной).
А если человек пока не осознаёт вреда того, что делает или о чём думает? Негативной эмоциональной реакции нет, и сигнал, искажающий клетки, не поступает. Но и в этом случае «незнание закона не освобождает от ответственности». Информация о совершённой ошибке запоминается и «ждёт своего часа», подобно мине замедленного действия. Рано или поздно, осознание вреда наступит. Иногда оно бывает вызвано внешними факторами – например, страданиями людей, которым человек нанес вред. Или можно осудить другого за ошибки, подобные своим. Возникают эмоции. И тогда, независимо от того помнит ли человек о своем подобном опыте или нет, разрушительный механизм срабатывает.
Итак, состояние организма человека в его собственных руках. Организм можно сравнить с коллективом, состоящим из органов и клеток, который работает под руководством головного мозга. От руководства во многом зависит слаженная и эффективная работа коллектива. Поэтому и порядок в организме (здоровье) начинается с порядка в мыслях и поступках.
Где найти силы…
В жизни каждого человека нередки моменты, когда он чувствует себя слабым и беспомощным, и не знает, куда обратиться. Кто защитит, кто поможет? Кто-то надеется на медицину, пишет в газеты или идёт с жалобами к депутатам, кто-то просто отчаивается, а некоторые обращаются к неведомым, мистическим силам, действие которых им непонятно. Между тем, первый наш защитник – это разумная мысль. В сложной ситуации, с которой человек не может справиться самостоятельно, прежде всего, нужна информация: что делать? Ведь причина большинства затруднений – неопределённость.
Как выжить, как вернуть здоровье, дееспособность, восстановить взаимопонимание с близкими, вернуть долги, выйти из зависимости? Где есть вопросы, там есть и ответы. Как только ответ будет найден – остаётся действовать, и проблема решится.
Иногда, кажется, что если ответа нет сейчас, нет необходимого опыта и знаний, то их и не будет – так говорит самонадеянность. Если информации нет, её нужно искать. Первое, что нужно — успокоиться. Иногда кажется, что это трудно, почти невозможно. Но как только уходят эмоции, начинается размышление. И на фоне этого спокойствия человеку приходит в голову тот ответ, которого он ищет. Человеческое мышление – одна из загадок природы. Но есть множество подтверждений тому, что человеческий мозг представляет собой приёмник мысли. Учёный, размышляя над сложнейшей задачей, в конце концов, приходит к открытию. Тем более, разрешимы повседневные проблемы обычных людей.
Выход всегда есть, и мысли о нём приходят в голову, но воспринять их мешают “помехи” — переживания, стереотипы, ошибки. Стоит устранить их — мысли будут ясными и чёткими и непонятное становится очевидным. Итак, в любой ситуации спасением становится разум, здравый смысл, подсказывающий верный путь.
Другой путь выхода – взаимосвязь с другими людьми. Чем добрее человек к окружающим людям, чем крепче его связь с другими, тем меньше в его жизни “безвыходных” ситуаций.
Рядом с каждым человеком есть люди, которые могут ему помочь, только не догадываются об этом. Представим себе на минуту, что у нас есть возможность в любой момент обратиться за помощью к любому человеку на Земле, без исключения, и этот человек сделает всё, что в его силах, чтобы помочь. Вряд ли тогда у кого-то остались бы нерешённые проблемы. Где не справился один, там легко осилят многие, причём каждому из них не придётся прикладывать слишком больших усилий.
Возможность помощи со стороны других людей используется большинством из нас очень слабо. Причиной тому стереотипы, например “Каждый должен сам решать свои проблемы”, “Помогать друг другу должны (или могут) только родственники”, “Я никому не нужен”, самость, косность, гордыня и многие другие ошибки. Легко принимает помощь тот, кто сам не отказывает другим, понимая, что ради этой помощи и стоит жить.
Чтобы помогать, не обязательно быть очень умным, сильным или богатым. Помочь можно своим трудом, разумным советом, личным примером, добрым отношением.
Что ещё защищает и спасает человека? Умение искать причину своих проблем в себе, видеть свои ошибки и исправлять их. Знание, что жизненные обстоятельства определяются нашим выбором и жизнь человека — в его руках. Понимание, что любую ошибку, отрицательную черту характера можно исправить, от любой зависимости и привычки избавиться, стоит только захотеть и принять решение.
Итак, надежда человека в трудную минуту, секрет жизненной устойчивости – не в таинственных силах и магических обрядах. Это способность к размышлению, открытость к людям, умение помогать и принимать помощь, умение видеть свои недостатки и исправляться, когда это нужно.
Выводы.
Таким образом, самовоспитание позволяет человеку стать полноправным хозяином своей жизни. Какие черты характера воспитает, взрастит в себе человек, таких результатов он и добьется в жизни. Для этого необходимо и достаточно быть честным с самим собой – не строить иллюзий на свой счёт, не оправдываться, не искать виноватых, осознанно и самостоятельно принимать решения и претворять их в дела.
Если подытожить всё вышесказанное, то можно кратко сказать, что значит измениться к лучшему, что означает умение владеть собой?
Это:
- сохранять состояние спокойствия вне зависимости от сложившихся обстоятельств;
- находясь в спокойном состоянии, искать решения и найти разумный выход;
- найдя разумный выход, не отступать и доводить дело до конца;
- вовремя сказать и вовремя промолчать;
- постоянно думать.
Что в этом хорошего?
- не наносится вред себе и окружающим;
- совершается меньше ошибок;
- спокойствие и уверенность;
- умение дорожить словом и временем;
- ощущение радости;
- понимание и контроль своих действий;
- жизнь наполняется смыслом.
Что помогает владеть собой?
- доброжелательность
- объективное восприятие себя и окружающих
- самовоспитание, работа над своими чертами характера
- общение и умение пользоваться положительным опытом друг друга
- положительный опыт и уверенность
- воля.
Что мешает владеть собой?
- эмоции и привычки
- нежелание признавать свои ошибки
- мнительность и высокомерие
- непринятие другой точки зрения
- безволие
- отсутствие самоконтроля
- злоба.
Как достичь умения владеть собой?
- поставить цель, наметить задачи (что сделать для достижения цели),
- контролировать выполнение задач, анализировать, если что-то не получилось;
- выявить, что мешает владеть собой и что помогает, и действовать;
- учиться контролировать свои эмоции (тренироваться, нарабатывать навык);
- вырабатывать доброжелательное и уважительное отношение к людям, в том числе к себе;
- контролировать свое поведение (мысли, слова, действия);
- укреплять волю (ставить цель, принимать твердое решение и исполнять принятое решение);
- замечать успехи.
Словарь.
Некоторые понятия и сведения, используемые в статье и необходимые для взаимного понимания.
Характер — совокупность положительных и отрицательных черт.
Воля – выполнение разумных решений для достижения положительного результата.
Зависимость – подчинение влечению.
Совесть – мысленная информация, приходящая человеку из положительного опыта. Это нравственный голос, нравственная ответственность за свое поведение перед собой, перед другими людьми и обществом.
Помысел – ложная информация (дезинформация), приходящая человеку из отрицательного опыта (любого, не только своего), подстрекательство на зло.
Уверенность– убежденность в достижении положительного результата. При подтверждении знаний на практике приходит убежденность и доверие.
Надежда – ожидание положительного результата. Расположенность к доверию приводит к эффективному результату.
Любовь – проявление уважения, основанное на понимании и помощи.
Программа – искаженная информация, основанная на заблуждении, приводящая к повторяющейся чувственной реакции на определенные события.
Интеллект – потенциал качеств и пороков.
Личность – совокупность черт характера, проявляющихся в практической деятельности, которые выражены через определённые действия.
Ум – накопление и обработка сведений (знаний и заблуждений).
Трудолюбие– проявление интереса и радости в работе приводит к целеустремленности в делах.
Знание – объективная информация.
Заблуждение – ложное мнение, принятое за верное.
Разум – принятие решений на основе положительного опыта. Способность логически и творчески мыслить дает возможность совершенствоваться.
Сознание – способность различать и не совершать отрицательного в поступках.
Чувство – принятие решений на основе отрицательного опыта.
Органы чувств – инструмент для восприятия окружающего мира.
Эмоция – внешнее проявление чувств.
Развитие – постоянное улучшение. Улучшение результата приводит к более совершенному.
Тело – инструмент для реализации личности и взаимодействия с окружающим миром.
Время – мера, наполненная событиями.
Интуиция – защита тела от разрушения.
Материя – искаженная информация, преобразованная в вещество различных форм.
Мысль – основа положительной жизни.
Слово – оформленная мысль.
Ошибка – вред кому-либо, чему-либо.