Большая Советская энциклопедия определяет время как основную (наряду с пространством) форму существования материи, заключающуюся в последовательной смене одних явлений другими и неразрывно связанную с движущейся, непрерывно меняющейся материей. Время – это координаты событий в пространстве, которые определяют продолжительность событий, явлений, дел. Самыми древними устройствами для измерения времени стали солнечные часы. Исследователи говорят, что им более четырёх с половиной тысяч лет. Опираясь на положение светила на небосклоне, люди смогли определять смену сезонов, фаз луны, лет, месяцев, суток, часов и т.д.
Наблюдая за временем, каждый может убедиться, что время – понятие относительное. Наверное, все замечали, что ожидание радостной встречи тянется бесконечно долго, тогда как сама встреча пролетает незаметно. Или время, занятое нелюбимым делом, течёт медленно, а интересное проходит быстро и т.д. Вспоминается реальный случай из детства: ученик спрашивает у учителя: «Мария Ивановна, скажите, пожалуйста, почему звонок на урок звучит, как ботало, а с урока, как нежный колокольчик?» Отчего так происходит? Потому что скучное, неинтересное занятие не приносит человеку радости и воспринимается им, как потерянное время. Чем больше у человека интересных и полезных дел, тем выше его работоспособность, потому что интерес к делу даёт ему силы. Ричард Олдингтон пишет: «Время – это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий».
И потому, чем интереснее человек проводит время, тем большей радостью оно наполнено. Суть заключается в том, что для выполнения интересной и полезной работы требуются усилия, а безрадостный труд порождает насилие, которое кроме вреда ничего не приносит.
Делая что-то без смысла и интереса, человек тратит время, которое не даёт удовлетворение ни ему самому, ни другим. В сказке о потерянном времени Евгения Шварца рассказывается о таких учениках, у которых всегда были трудности с распределением времени. Нерадивое отношение к учёбе привело к потере времени, что стало причиной того, что дети превратились в стариков и старушек.
«Где ты, молодость, ку-ку, где ты спряталась, ку-ку. Как найти тебя, ку-ку, старику, ку-ку, ку-ку!», — пели они. Но сколько не кукуй, а только благодаря усилиям, поняв и исправив свои ошибки, им удалось вернуться в детство и в свой третий класс. Как бы там ни было, но, как в сказке, вернуться в детство нельзя, но вернуть силы и здоровье можно через осознание прошлых ошибок и отказа от них. Благодаря этому каждый может увеличить своё время жизни на земле, потому что время – это мера, наполненная полезными делами, расширяющая наши возможности.
О бессмысленной трате сил и времени говорится и в притче о рыцаре: «За годы странствий рыцарь потерял коня, шлем, доспехи и остался при нём только меч. Пройдя большое расстояние, вдалеке он увидел озеро и, собрав все силы, пошёл к нему, чтобы утолить жажду. Подойдя ближе, он увидел, что у озера сидит трёхглавый дракон. Рыцарь сразу выхватил меч и из последних сил стал сражаться с драконом. Устав от сражения, рыцарь без сил упал к его ногам. Тогда дракон спрашивает: «Рыцарь, почему ты на меня набросился и чего хотел-то?». Рыцарь ответил: «Воды попить». Дракон и говорит: «Ну и пил бы, зачем было кидаться на меня и тратить последние силы?» А сколько можно было бы привести подобных примеров траты времени на бессмысленные поступки, которые отнимают у человека и здоровье, и силы. Создавая себе воображаемого «дракона», люди постоянно борются с чем-то или кем-то.
Но есть и те, кто способен трезво оценивать ситуации и спокойно решать любые задачи.
У каждого существа есть своё время пребывания на земле, и каждый своими делами и поступками может его увеличить или сократить. Тратя время на бесполезные и бессмысленные дела, человек сокращает своё время, а совершая полезные – расширяет его. Время – Великий Учитель, но есть способные и нерадивые ученики – в этом вся разница. Всё в наших руках – выбор за нами!
Таукина Г.П.