Человек считает, что если для достижения цели ему нужно что-то пересмотреть в себе самом и измениться, то это ему не подходит, слишком трудно. Ему лень разбираться, почему у него не получается достичь желаемого. Он считает, что, действуя честным, открытым способом, поставил себя под удар: не поняли, не оценили, не поддержали, подвели, воспользовались и т. д. Обижается, что люди могли бы устроить для него все, как он просил напрямую, но не делают этого. Тогда приходит к выводу: «Пока не научишься ловчить, своего не получишь, и на тебе так и будут ездить те, кто поумней». И пытается добиться своего, используя коварные уловки, происки – то есть хитростью.
Достигает только краткосрочных целей. Раньше или позже, один неверный ход – и хитрец выдает себя, утрачивает доверие и остается один.
А) На мнении, что делать надо только то, что интересно, воспитателю было неохота заниматься оформлением кабинета. Она считала, что когда работу, которая нравится, не видят и не ценят, а навязывают что-то другое, то это неправильно и несправедливо. Ее обижало, что заведующая больше замечает стенды, чем методические разработки, которые у нее хорошо получались. По принципу «простодушные стараются, а хитрые на глаза попадаются», отправляла с притворной заботой напарницу домой «отдыхать», когда та делала стенды. А сама просто знала, что заведующая в группу зайдет, увидит стенд и ее рядом – и сделает выводы в ее пользу.
Потом заведующая поручила ей делать у себя в кабинете еще три таких стенда, но только после работы.
Б) Девушка просила сестру помочь ей устроиться в организацию, где та работала. У сестры не получилось, она предложила для начала поработать в коллективе попроще, набраться опыта, а потом еще раз попробовать. Девушке, считавшей, что незачем тратить время на то, что не нравится, были неохота идти таким путем. Подумала, что если человек не смог помочь, значит, не очень-то и старался. Обиделась на сестру. И решила, что это дает ей право действовать половчее («если дверь не открывают, приходится проникать путем ухищрений»). Стала ходить в офис к сестре, как будто просто «помочь», «присмотреться», «поучиться». Когда сестра заболела, она с таким блеском ее заменила, переделав картотеки, что сестра, вернувшись, ни в чем не могла разобраться, и ей пришлось уступить часть своей ставки.
Однако должность, добытая хитростью, оказалась девушке не по плечу. Не справилась с первой же серьезной ситуацией. Потребовалась помощь сестры. Но та ей отказала.
В) Считая, что к такому этапу, как детский сад, готовить ребенка психологически необязательно («некогда тратить время на то, через что все проходят и живы остаются»), мать поленилась, как ей советовали, приходить для начала туда вместе с ребенком ненадолго, чтобы привык. Для малыша садик стал стрессом, он воспринимает его как наказание. Матери кажется, что истерики ребенка выставляют ее в неприглядном свете. Ей обидно, что не получается с ним договориться и приходится краснеть за его поведение. По принципу «когда взаимопонимания нет, остается только хитрить», она придумывает разные уловки, чтобы оставить его там и убежать.
Ребенок теряет доверие к матери, к взрослым и становится неуправляемым, нервным.
Г) Женщине, выходившей замуж не чтобы заботиться самой, а чтобы о ней заботились («сама все делаю только по настроению, поэтому кто-то должен это делать за меня»), часто неохота было выполнять работу, к которой она не привыкла. Она считала, что мужчина должен понимать, что женщину – существо хрупкое – надо беречь от перегрузок. И обижалась на мужа, когда этого понимания в нем не находила. Тогда решала сыграть на жалости («можно и притвориться, чтобы заставить задуматься»). И время от времени симулировала головные, сердечные боли, перепады давления и другие расстройства.
Недомогания стали реальными (имитируя болезнь, симулянт очень часто действительно ее зарабатывает).