Если человек думает, что правильно только то, что не утруждает, он выстраивает для себя максимально комфортные планы действий и пересматривать их ему лень. Когда окружающих его поведение не устраивает, он воспринимает их требования неприязненно, полагая, что те, кто покушается на его «праздник жизни», загоняют его в тупик. Злится, что ему не оставляют выхода. Поскольку сам признавать и исправлять ошибки не собирается, думает, что лучше будет подставить под удар вместо себя других — чтобы те отвечали за его действия (или бездействие). Прибегает к бессовестному лавированию, подтасовке фактов, уловкам.
В результате увиливает от возможностей изменить себя и свою жизнь к лучшему.
Примеры:
А) — Что неохота делать сегодня, сделаю завтра по облегченному варианту
Новоиспечённый дачник поленился осенью очистить участок, предпочёл выход для лентяя — просто поджечь траву по весне.
Такая лень привела к пожару: пострадали постройки и его, и соседские.
— Возмущает, что сосед не предотвратил ситуацию, которую я не предвидел.
С негодованием обрушился на соседей: они же не новички в этом деле, должны были предвидеть и предупредить — значит, нарочно промолчали.
— От тех, кто себе на уме, все зло — они и виновны.
Заявил приехавшей администрации, что все произошло оттого, что сосед агрегатом для продувки амбаров поднял ветер.
Выгораживание только насмешило комиссию и негативно настроило соседей: они передумали помогать в восстановлении построек и потребовали возместить им ущерб.
Б) Курьер на испытательном сроке, считал, что работать весь день на ногах нелегко, поэтому добавлять забот сверх того не стоит, и поленился сверить номера накладных выданных ему посылок с номерами, указанными в «Маршрутном листе по доставкам». При осмотре посылки получатель отказался от нее (был не его заказ). Курьер, с позиции «только зло берет, когда из-за кого-то зря ноги бьешь», стал общаться с клиентом с нескрываемым раздражением. Клиент пожаловался в офис, начальство потребовало объяснений. Мужчина, полагая, что кто разозлил, тот и виноват, стал выгораживать себя, оправдывать свое поведение несносным характером получателя и плохой работой того, кто положил для доставки не ту посылку.
Компания рассталась с недобропорядочным курьером, который не умеет достойно отвечать за свои ошибки.