Когда человек живет по принципу «что трудно, то мне не подходит», ему лень в изменившихся обстоятельствах исполнять должное, оно начинает его тяготить. Считает, что несправедливо взваливать на него ношу, которая перестала доставлять удовольствие («когда вокруг множество дорог и есть куда свернуть, обидно ярмо тянуть»), ему обидно терпеть неудобства из-за того, что когда-то взял на себя обязательства, не зная, как все обернется. И тогда рассуждает, что лучше обрубить, чем распутывать («поскольку я выбирал совсем другой расклад, то это уже не мое»), и отрекается от своих обязательств, предает.
Это дорога в никуда. Человек кубарем катится вниз, оставляя позади совесть, нравственные устои, всё то, что было еще совсем недавно сокровенно и дорого.
А) Девушка, полагая, что каждый сам должен учиться вести себя корректно, не осложняя жизнь ей («мне хватает своих забот, о чужих думать неохота»), поленилась поговорить с подругой-коллегой, помочь ей уладить конфликт с руководством. По мере того как конфликт обострялся, ей все чаще припоминалась пословица «скажи мне, кто твой друг…» («обидно, когда к тебе плохо относятся только из-за того, с кем ты дружишь»), она обижалась, что подруга подставляет под удар и ее. И, чтобы не попасть в немилость к руководству («мне не нужна проблемная дружба»), стала избегать общения с подругой – предала ее.
Производственный конфликт неожиданно решился в пользу подруги, ей доверили руководство. Предавшая ее не только осталась не у дел, но и лишилась подруги.
Б) Жене казалось, что лучше развлечься, чем вникать в дела и интересы мужа («после домашних забот неохота голову забивать»), ей лень было подумать, как можно его поддержать. Поэтому в семье быстро улетучилось взаимопонимание, жена стала думать: «Как это несправедливо, что любви отмерен недолгий срок!» («обидно чувствовать себя обделенной вниманием»), обижалась, что жизнь проходит пусто, скучно. Рассудила, что если женщина недополучает от мужа, то у нее только один выход – компенсировать на стороне. И изменила мужу.
Семья распалась, а любовник и не рассматривал их отношения всерьез.
В) Накануне защиты проекта профессора его любимый ученик, надежда и опора, узнал, что в случае победы проекта на него будут направлены основные силы предприятия, а остальным темам поддержку сократят, в том числе и ему самому придется труднее. Рассуждая, что трудности выбирать ни при каких обстоятельствах не стоит, ученик понял, что ему неохота, лень перестраиваться в работе над собственной темой. Решил, что учитель несправедливо требует от учеников отстаивать его интересы в ущерб их собственным, поэтому он вправе обидеться на учителя. Думая, что лучше сразу открыто отречься, чем молча терпеть обиду, он выступил с критикой проекта, хоть и отдавал себе отчет, что поступает вероломно, вонзает нож в спину человеку, который так много для него сделал.
Проект отстояли, но для руководителя предательство любимого ученика оказалось настолько сильным ударом, что сердце не выдержало. Предателя заклеймили позором, с его научной карьерой было покончено.