Сборники статей

  • Изменение
  • Времени нет...
  • Точка опоры.
  • Расширенное толкование нравственных законов
  • Способы работы над собой
  • Проявление лени через обидчивость и ее последствия
  • Афоризмы
  • Эйнштейн был прав!
  • Меня не сбить
  • Изгой
  • Проявление лени через злобу и её последствия

БЛОК 48. ЛЕНЬ – ОБИДЧИВОСТЬ – КЛЯТВА

Человек считает, что если не получается что-то исправить легко и быстро, то не стоит и браться, ленится последовательно и поэтапно работать над своим характером. Думает, что он, в сравнении с другими, обделен волевыми качествами, и из-за этого обречен на срывы. Обижается на себя за то, что сам виноват в своих проблемах, и на других – за то, что напоминают ему об этом. Решает, что остается только прибегать к кардинальным мерам, сжигающим мосты («когда знаешь, что назад пути нет, это уже преломляет обидную ситуацию как в своем собственном представлении, так и в глазах других людей»). И налагает на себя торжественное обещание непременно изменить положение дел: сделать что-то или не делать ни при каких обстоятельствах.
Клятва – добровольная кабала, и воспринимается, особенно если произнесена на эмоциях, как сигнал к недоверию.

А) Кандидат на должность директора сельской школы должен был заручиться поддержкой сельчан. Но, полагая, что село оно и есть село, все проблемы типичны и известны («незачем тратить время заранее, когда можно по ходу дела разобраться»), поленился поинтересоваться спецификой места. На собрании быстро всплыла его неосведомленность, и сельчане засомневались, что именно такой директор им нужен, выразили опасение, что он заинтересован только в бонусах, которые прилагались к должности. Кандидат, убежденный, что его намерения – это его личное дело, но подозрения всегда оскорбительны, обиделся. И ему показалось, что изменить мнение о себе необходимо в один миг – чем торжественнее и решительнее, тем получится убедительнее. И клятвенно заверил собрание, что сельская школа – это предел его мечтаний и что он никогда ее не бросит и никуда не уедет.
Он занял эту должность, успешно справлялся, и через два года получил приглашение возглавить школу в райцентре, оставив преемника. Однако каждый второй сельчанин напоминал ему о клятве, это портило и настроение, и репутацию. Он заставил себя отказаться от перспективного переезда, жена и дети ему этого не простили.

Б) На мнении, что отдыхать – значит расслабиться полностью («где, как не с друзьями, побыть самим собой: что в голову пришло, то и говорю»), женщине в гостях неохота было обдумывать свои слова. Поэтому сама не поняла, как задела больную для хозяйки дома тему. Хозяйка в долгу не осталась – ответила еще более обидной фразой, гости смеялись. Считая, что ее оплошность никому не дает права выставлять ее на посмешище, женщина так сильно обиделась, что решила остановить всеобщее веселье любым способом («когда людей заносит, отрезвить их можно только крайне сильным высказыванием – таким как клятва»). Встала и поклялась, что отныне ноги ее не будет в этом доме.
Вскоре ее сын объявил, что сделал предложение дочери той самой приятельницы. Инцидент давно был бы уже исчерпан и забыт, но зарок, данный прилюдно, ставил женщину в крайне затруднительное положение.