Человек думает, что если он чем-то занят и никому плохого не желает, то меняться ему не в чем и незачем, ему лень разобраться в сути претензий, ему предъявляемых, лень подумать, что можно изменить по существу в своей работе, в поведении. Поэтому он считает эти претензии незаслуженными придирками («люди всегда найдут, к чему придраться, это обидно»), обижается и решает, что во избежание нареканий надо впредь поступать так, чтобы «придраться» было не к чему – то есть формально.
У железнодорожников существует такой вид забастовки, который называется «работа по правилам»: они выходят на работу, но начинают дотошным образом выполнять абсолютно все инструкции – и поезда или выбиваются из графиков, или вообще останавливаются.
Примерно то же самое происходит и в жизни, если бездумно действовать по общей схеме, без учета конкретных обстоятельств.
А) Работая по принципу «и без меня есть кому думать, как можно что-то улучшить, а мне это неинтересно», слесарь ленился проявлять инициативу. Из-за его инертности и безынициативности ему было отказано в переаттестации на повышение разряда. Полагая, что если он не хуже других закручивает гайки, значит, и зарабатывать должен не меньше («зарплата ниже у тех, кого начальство не любит, это обидно»), рабочий затаил обиду. И с тех пор, делая акцент на своей профессиональной безупречности («все по инструкции, чтобы не в чем было упрекнуть»), с педантичностью сосредоточился на подтягивании винтов на своем участке – ровно столько оборотов, сколько написано. Из-за этого затягивался общий процесс сборки. А потом начали срываться винты, не выдержавшие слишком основательной – без учета реального качества – закрутки. Результат – лишение премии, конфликт с коллективом.
Б) Декан факультета считала, что поскольку у нее много бумажной рутинной работы, то ей некогда и незачем разбираться в каждой конкретной бумажке, поэтому документацией она занималась с неохотой. Получив нарекания за непорядок в документах, она посчитала это несправедливым («если я тяну на себе такой сложный факультет, то меня надо только хвалить, а не предъявлять претензии по пустякам»), обиделась. В это время на факультет переводился в связи с переездом из другого города студент. Не зная правил перевода, все документы привез с собой. Будучи в обиде «на придирки», декан решила: «Меня наказали за пустую формальность, поэтому впредь буду поступать только по форме, не вникая в суть». И потребовала строгого соблюдения формальностей: восстановиться по прежнему месту учебы, потом подать заявление на перевод, а если он не уложится в сроки, то придется поступать заново. Студент передумал у них учиться, подал документы в другое место. А вскоре факультет было решено расформировать как нерентабельный из-за нехватки студентов.
В) Считая, что с трудоемкими проектами лучше не связываться, потому что они осложняют жизнь, начальник отдела не принял инициативу своего подчиненного: лень было ввязываться в новое дело, несмотря на его целесообразность. Когда инициативная группа обратилась в вышестоящие инстанции и добилась утверждения проекта, начальник подумал, что такие решения приводят к расколу («не считаясь с моим мнением, подрывают мой авторитет»), обиделся. На каждом этапе продвижения проекта думал: «надо показать, что меня напрасно обидели, опротестовав мое решение, ведь мне неточности на каждом шагу виднее». И прежде чем поставить свою подпись, все проверял и перепроверял формальности до мельчайших подробностей, намеренно затягивая процесс. Инициатор проекта добился созыва специальной комиссии, после заседания которой отдел возглавил он, а бывший начальник перешел в его подчинение.