Если человек живет по принципу «главное – избежать трудностей», то ему неохота принимать к сведению мнение, которое требует пересмотреть его собственные взгляды или потрудиться дополнительно. Считая справедливым только то, что нравится («если говорят то, что мне неприятно слышать, значит, меня хотят задеть, обидеть»), он воспринимает такое мнение болезненно, обижается. Думая, что обидную для него точку зрения надо сразу же пресечь, чтобы не укоренилась и не проросла, он ищет, что сказать в противовес – оспаривает. Тем пресекает в самом себе новое знание, не дает прорасти новой мысли и тупеет, подобно гоголевской Коробочке («мне это не нужно – значит, этого нет и быть не может»). Так пресекается возможность разрешения конфликта, и тем более возможность результативного взаимодействия. Отсюда плохое настроение, разрушающее и здоровье, и отношения с людьми.
А) Тренер команды сделал игроку замечание, что он своими приемами «перетягивает одеяло на себя», мешает реализоваться товарищам. Т. к. игрок имел мнение: «если опыт есть, то думать уже не надо, что и как…», ему было лень действовать по-другому. Поэтому он посчитал, что тренер, который упрекает за мастерство – это несправедливый тренер, обиделся, что недооценили его индивидуальность. Решил, что промолчать – значит согласиться с подавлением в нем личности, и начал возражать. Тренеру все эти обиды и словопрения были не ко времени, он просто вывел игрока из основного состава.
Б) Молодой человек, полагая, что тому, кто не собирается нарушать закон, незачем изучать свои права и обязанности при общении с правоохранительными органами, ленился на занятиях по правоведению и обществознанию. Когда к нему подошли полицейские и, ссылаясь на то, что он якобы вел видеосъемку в неположенном месте, потребовали камеру и документы, он решил, что они действуют противозаконно, поскольку никаких запрещающих вывесок в том месте не было («цепляются обычно к тем, кто просто не понравился»), обиделся. И, с позиции «пусть не считают, что если в форме, то все позволено», вступил с ними в пререкания. Был задержан на несколько часов, заставил близких волноваться. К тому же сорвалось свидание с девушкой, а на другое она уже не согласилась.
В) Работнику сферы услуг, решившему, что обслуживать людей с девяти часов до семнадцати – это уже непомерный труд («я устаю, поэтому пусть люди меня не нагружают»), неохота признавать, что претензии клиента – это не капризы, и что зарплату он получает именно за то, чтобы разбираться в каждом конкретном случае терпеливо и вежливо. Полагая, что если клиент недоволен, значит, не уважает его труд («обидно, когда каждый, кому не лень, норовит придраться, задеть, указать место»), он воспринимает нарекания клиентов как личные обиды. Думает, что если клиентов не ставить на место в ответ, то они совсем обнаглеют. И вступает с посетителями в словесную перепалку. После работы – головные боли, скачки давления, не говоря уж о выговорах начальства из-за многочисленных жалоб клиентов.