Человеку неохота заранее забивать себе голову тем, что, как он полагает, само собой образуется. А если образуется не по его сценарию, он, с позиции «так мы не договаривались — значит, это возмутительно», начинает злиться. И решает, что в ситуации, где все оборачивается ему назло, он ни за что отвечать не может и не должен. Отказывается от обязательств.
Теряет контроль над ситуацией и доверие людей.
Примеры:
А) ─ Пока ребёнок маленький, им должна заниматься жена.
Муж ленился участвовать в воспитании ребенка, пока тот еще ничего не понимает.
Когда сын подрос, то стало заметно, что он избалован, капризен и отец решил, что пора поправить ситуацию. Но жена оказалась не готова к внезапной активности мужа и защищала сына:
─ Когда жена перечит мужу в вопросах воспитания – это озлобляет!
Раздражался, негодовал и злился на жену
─ Если жена вместо поддержки, как назло, только противоречит, то этим снимает с мужа всякую ответственность.
Потеряв контроль над ситуацией, потерял сына.
Б) ─ Не я завела обузу, не мои и заботы.
Жена ленилась участвовать в воспитании щенка.
Когда мужа не было дома, пес срочно запросился на улицу, но намордник на себя надеть не позволил (или она не смогла).
─ Как не злиться, когда муж навязывает мне ситуации, с которыми я не справляюсь!
Разозлившись на мужа, на собаку хозяйка решила:
─ Раз ее так подставили, она ни за что не отвечает…
Повела пса без намордника.
Не справилась: собака напугала кого-то или укусила.
Судебные разбирательства.
В) Молодому преподавателю доверили выезд с группой школьников в ботанический сад. Опытные коллеги советовали подготовить интересные факты об истории и экземплярах сада, чтобы заинтересовать ребят и привлечь их внимание. Учитель подумал:
─ Поиски этой информации займут много времени, неохота на это тратить его.
И поленился подготовиться.
В дороге детям стало скучно, они стали разбредаться, баловаться. Преподавателю постоянно приходилось повторять им, чтобы вели себя нормально, соблюдали дисциплину. И в итоге подумав, что:
─ Когда дети неуправляемы, остается только злиться,
Разгневался.
─ За «ужасных» детей отвечать невозможно – пусть сами на себя пеняют, если что, равно как и их родители.
Махнул рукой на детей, самоустранился безответственно. Без контроля часть ребят свернули с маршрута и пошли гулять самостоятельно. Заблудились. Преподавателя судили.