Полагая, что быть самим собой означает отстаивать право на собственные пороки («это моя индивидуальность»), человек ленится разбираться с ними. Эмоции берут верх и на любое «не так» рождают реакцию: «То, что мне не нравится, возмутительно!» Человек легко приходит в озлобленное состояние.«Тряска жаждет тряски», — он пытается «встряхнуть» свое окружение сильным эмоциональным воздействием, эпатажной выходкой. А потом, когда видит, сколько вреда причинил себе и окружающим, чувствует леденящее: «То, что произошло — того не может быть! Это шок!» Так и мечется между вспышками ярости ошеломления.
Истощает свои жизненные силы.
А) — Если я люблю детей, то не стоит разбираться в мотивах их проступков — наши взаимоотношения сложатся сами собой
Классный руководитель ленилась обсуждать с родителями проблемы подопечного класса, легче казалось идти по пути «приятного» дружеского общения и рассчитывать, что оно принесет все желаемые плоды. А дети, видя, что им все сходит с рук, испытывали границы дозволенного.
— Не оправдать моего доверия, подставить меня — это нож в спину, как не обозлиться!
Когда мальчики из ее класса подрались перед кабинетом директора, обрушилась на них с негодованием.
— Нужно, чтобы и дети, и их родители были шокированы тем, как отвратительно они поступают!
На родительском собрании она так эмоционально описала весь набор безобразий своих подопечных, что родители были ошеломлены. А затем последовало возмущение — почему они не были своевременно поставлены в известность, что есть проблемы, а узнали все вмиг, неожиданно.
После этого отношения резко ухудшились, о былой «дружбе» пришлось забыть. И в конце концов она вынуждена была отказаться от классного руководства.
Б) — Объяснять прописные истины каждому клиенту слишком маетно и нудно.
Таксист ленился разъяснять непонятливым пассажирам особенности выбранного маршрута и скорости движения.
— Люди, которые не видят ситуацию и требуют свое, только возмущают!
Раздражался, когда его просили ехать быстрее или сделать крюк, подсказывали, как надо ездить.
— Показать, чего добиваются — в шоке прикусят языки.
Иногда от злости эпатировал пассажиров резкими маневрами, чтобы замолчали и не учили его работать.
Штрафы ГИБДД регулярно урезали его зарплату, а потом его и вовсе лишили прав.
В) — Меня никто не нянчил, и сын пусть сам разбирается в жизни
Отцу лень было заниматься воспитанием ребенка, утверждал, что у него своя голова на плечах.
— Злит, что сын не с меня пример берет!
Неприязненно относился к компании сына: все вечера проводят в праздношатании на улице, папины назидания мимо ушей.
— Когда ничего не действует, остается шоковая терапия.
Договорился со знакомыми полицейскими, чтобы арестовали сына и продержали ночь в «обезьяннике» — это отвратит его от дружков.
У сына от эмоционального потрясения случился приступ астмы. Несколько лет лечили последствия.
Г) — Другим помогать — на себя времени не останется.
При подготовке презентации автор проекта поленился и оставил все технические вопросы на усмотрение ассистента.
— Зла не хватает на безответственность партнеров!
Во время презентации кипел от негодования: механизм подачи показался неотработанным. Поэтому вопросы заказчика переадресовал ассистенту — пусть, мол, стыдно станет. А заказчик остался доволен, но для дальнейшего сотрудничества выбрал только одного человека — ассистента.
— Несправедливый выбор — это шок!
Потрясенный, автор проекта не смог продолжать работу в этом учреждении.