Полагая, что устройство жизни тем лучше, чем меньше приходится работать («мне нужны только те знания, которые позволяют увильнуть от труда»), человек ленится разбираться с любыми сложностями. Основываясь на мнении, что ему должны помогать, не озадачивая («только начинаешь в чем-то разбираться – сразу тебя обременяют поручениями или новыми заданиями, это обидно»), обижается, когда его продвижение в какой-то области идет не так комфортно, как рассчитывал. И приходит к выводу, что планку поднимать бывает себе дороже («чтобы избежать проблем, лучше вообще не углубляться»), поэтому отказывается продвигаться дальше, ограничивается лишь поверхностными знаниями при решении своих вопросов. Без соответствующей подготовки получает и результат, не соответствующий ожиданиям. За остановкой в развитии обычно начинается деградация.
А) Полагая, что у людей всегда должно находиться желание и время для обстоятельной беседы с прессой («мне должны все рассказать, объяснить, разжевать, предоставить необходимые материалы, а самому собирать и анализировать информацию неохота») корреспондент ленится готовиться к интервью. Он считает, что люди показывают свою заинтересованность в статье и свое личное отношение к журналисту тем, как они его встречают-привечают («оскорбительно для представителя СМИ, когда к беседе с ним относятся как к чему-то второстепенному»). И обижается, что его ограничивают во времени, что на его вопросы отвечают сухо, односложно, просят задавать вопросы конкретнее – он к этому не готов. Решает, что если предприятие не заинтересовано, то и ему необязательно досконально разбираться в их проблемах («можно выдать плановое количество строк, не углубляясь особо в суть»). И пишет поверхностный, легковесный материал, ограничиваясь самыми общими сведениями. Потом в редакцию идут опровержения, это портит репутацию не только автора, но и издательства в целом. Поднимается вопрос о профнепригодности.
Б) Думая, что люди получают образование, чтобы увильнуть от черновой работы («пусть руками работают другие, а мне неохота»), молодой специалист ленился выполнять поручения наставника, связанные с ручным трудом. Он считал, что его должны обучать только приемлемыми для него методами («наставник оскорбляет меня, заставляя делать то, что мне не нравится») и обижался, когда наставник требовал чтобы он сам, своими руками разбирал механизмы, замешивал раствор и т. д. Полагая, что методы важнее содержания («можно ограничиться малым запасом знаний»), он так и не разобрался в сути производственного процесса, остался дилетантом в своей профессии, верхоглядом. Руководящую должность, на которую рассчитывал, ему не предложили.