Полагая, что сложные вопросы не для него, человек ждёт, что кто-то другой должен уладить все неурядицы и нейтрализовать все конфликты, созданные его же собственной ленью. Не признавая вины в себе, он ждёт признания вины и раскаяния со стороны окружающих: «Люди не торопятся исправлять ошибки, потому что потеряли всякий стыд — это возмутительно!» Человеку плохо от собственной злобы, и он думает: «Когда мне вредят — это возмутительно! Но вдвойне возмущает, что вредителей при этом совесть не загрызла и они живут себе как ни в чём не бывало!» И пытается воздействовать на психику окружающих нравоучениями, чтобы лишить их спокойствия и уверенности.
Желчных морализаторов сторонятся даже самые близкие родственники.
Примеры:
А) — Неохота переучиваться, подожду, пока пригласят куда-нибудь в управление.
Вчерашняя выпускница пединститута быстро поняла, что с детьми ей неинтересно, но «высиживала» стаж, чтобы перейти в администрацию.
— Особенно дети раздражают своей активностью — когда у них глаза горят.
Яркие, шумные, общительные, веселые вызывали больше неприязни, чем тихони, потому что сама она в детстве никогда не пользовалась популярностью среди сверстников.
— Приятно нравоучением опускать с небес на землю тех, кого не любишь.
Находила способ пристыдить тех, кто выглядел счастливым, влюбленным и т.п.
Прошли годы, один из нелюбимых ею учеников стал знаменитым. И в телеинтервью на всю страну рассказал об учителях — о тех, кто помог ему поверить в свои силы, и о тех, кто пытался подавить в нём талант.
Б) — Нет времени (лень) разбираться с каждым индивидуально.
Кто-то опоздал, кто-то отпросился, кто-то самовольно подменился – заведующей неохота вникать каждый раз, надеется, что сами разберутся, сами должны понимать.
— Это возмутительно, когда подчиненные начинают принимать лояльность и снисходительность руководителя за слабость!
Понимая, что распустила коллектив, стала злиться.
— С подчиненными по-дружески нельзя: руководить – значит наставлять!
Резко переменила тон общения. Каждую планерку начинала с нотации.
Подчиненные такие перемены не приняли и перестали ее поддерживать.
В) — Дело родителей – обеспечить материально, а воспитывает пусть школа.
Лень разбираться с причинами проступков своих детей.
— Зло берет на педагогов: сами не справляются, дергают, мешают работать.
Раздражалась и возмущалась, когда ее вызывали в школу.
— Я научу «профессионалов» воспитывать детей, если их в вузе не научили.
В кабинете директора (учительской) произносит назидательную речь об индивидуальном подходе к трудным подросткам.
Отбила у педсовета охоту помогать ее ребенку.